Содержание:
С камер будут приходить штрафы за непропуск пассажиров к трамваю. Как оспорить
Новый вид нарушений ПДД начали фиксировать дорожные камеры в России. Их научили выявлять автомобилистов, которые не пропускают идущих в трамвай пешеходов. Как это будет работать и можно ли оспорить наказание
О запуске фиксации нового вида нарушения ПДД с помощью дорожных камер рассказали в департаменте транспорта Москвы. Камеры научили фиксировать автомобили, которые не пропустили пешеходов, направляющихся с остановки для посадки в трамвай или же из него. Первый такой комплекс заработал в столице на улице Свободы, где случались ДТП с пострадавшими пассажирами трамвая.
Со временем камеры появятся и в других аварийных местах на дорогах Москвы. При этом эксперты уверены, что после тестирования в столице практика распространится и на другие регионы. Разбираемся, как работает фиксация и можно ли оспорить постановление, если с ним не согласен.
Как работают камеры
Как рассказали в Центре организации дорожного движения, камера начала фиксировать нарушение правил проезда возле трамвайных остановок. Это должно сделать посадку и высадку пассажиров безопаснее. Камера фиксирует траекторию и скорость движения автомобиля и делает несколько снимков: если водитель не пропустит пешехода, ему придет штраф — 1 500 руб. На него распространяется скидка 50%, если успеть оплатить эту сумму в течение 20 дней.
Как работает ПДД
С 1 марта 2023 года в ПДД внесли изменения, которые ужесточили требования к водителям при проезде трамвайных остановок. Так, согласно новой норме, водителям, которые едут за трамваем, нужно будет остановиться перед разметкой 1.17.2 — она обозначает места остановок трамваев, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Остановиться будет надо, если на стоящем трамвае включилось световое табло с надписью «Внимание, пассажир!». Если такой разметки нет, то водитель должен остановиться непосредственно перед самим трамваем, не создавая при этом помех пешеходам, которые входят в трамвай и выходят из него. Водителям можно продолжать движение только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!». При этом, согласно ПДД, даже если на дороге нет пешеходов, но табло горит, ехать водителю нельзя.
Как камера видит нарушение
Эксперт в области фото-видеофиксации, представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов в беседе с Autonews.ru объяснил, как работают подобные комплексы.
«Есть два варианта работы. Первый — с разметкой зон. Перед остановкой стоит камера, которая направлена на саму остановку и фиксирует момент, когда трамвай останавливается в этой зоне. По такому принципу работают камеры на парковку. И вот приезжает трамвай, открывает двери и все транспортные средства должны остановиться и ждать закрытия дверей. И есть второй, более современный подход — с использованием нейросети. В таком случае также размечается зона остановки трамвая, при этом именно нейросеть понимает, что в данной зоне оказался трамвай, что он открывает двери. И дальше камера фиксирует проезжающий мимо транспорт», — объяснил Кусов.
Эксперт отметил, что по важности с точки зрения безопасности дорожного движения этот вид фиксации можно сравнить с фиксацией непропуска пешехода на нерегулируемом переходе. При этом определять и фиксировать нарушение правил проезда возле трамвайных остановок с помощью камер значительно проще. По его мнению, лучше всего такие камеры проявят себя на загруженных улицах — в районе станций метро, вокзалов и других крупных объектов.
«Даже если комплексы будут устанавливать точечно, эффект будет, водители будет знать, что за ними наблюдают. А у ГИБДД есть данные по проблемным местам, где происходили ДТП», — отметил участник отрасли.
Говоря про расширение такой практики на регионы, он пояснил, что так просто уже действующие комплексы на такой вид фиксации не настроить: в каждом отдельном случае понадобится установка камеры и ее настройка под зону прибытия трамвая.
Как оспорить такой штраф
Член Ассоциации юристов России, юрист Арег Оганесян в беседе с Autonews.ru отметил, что лучшим инструментом для успешной защиты водителя в случае ошибочных штрафов будет запись с видеорегистратора. Однако, чтобы отменить штраф, потребуется доказать не «один из», а совокупность двух факторов: отсутствие пешеходов на проезжей части и выключенное световое табло.
«Согласно ПДД, начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!». Таким образом, даже если из трамвая никто не выходит и не заходит, водитель должен совершить остановку, при условии, что табло включено. Однако, даже если табло погасло, но пешеходы все еще на проезжей части, — продолжать движение нельзя», — предупредил юрист.
В свою очередь ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отметил, что камера автоматической фиксации должна быть настроена таким образом, чтобы учитывать положение п.14.6 ПДД. При этом он также предположил, что, скорее всего, штрафы будут приходить даже при отсутствии включенного светового табло «Внимание пассажир».
«Водитель имеет полное право пробовать себя защищать, но желательно иметь в своем автомобиле регистратор, чтобы защита была более объективной. Водителю всегда следует помнить, что он управляет источником повышенной опасности, и следует крайне внимательно проезжать подобные участки дорог. Если погаснет табло «Внимание пассажир», но при этом для пассажира не будет иных запрещающих сигналов светофора, то полагаю, что водителя вправе наказать», — сказал юрист.
От отметил: если пассажир-пешеход совершит действия на запрещающий для него сигнал светофора, то штрафа быть не должно.
По мнению эксперта, установка подобных камер всегда актуальна в местах повышенной аварийности, в местах присутствия образовательных учреждений и иных объектов социальной инфраструктуры, например рядом с больницами.
Специалист в области фото-видеофиксации Григорий Шухман также согласен, что водителям в спорной ситуации при получении такого штрафа может помочь видеорегистратор.
«Для камеры тут проблема в том, что она напрямую не связана с трамваем. Ведь, к примеру, в случае с камерами, которые контролируют регулируемый пешеходный переход, они подключены к светофору. Поэтому необходимо настроить возможность для камеры определять включение табло, если оно есть на трамвае», — сказал Шухман.
Также он указал на некоторые спорные моменты. Например, когда табло уже включилось, а машина только поравнялась с кормой трамвая и не может остановиться до него — эту ситуацию он сравнил со спорами о проезде на желтый сигнал светофора.
«Это просто контроль очередного состава административного правонарушения. Ни при измерениях, ни при жестких алгоритмах видеоаналитики, ни при нейросетях камеры не защищены от ошибок на 100%. Поэтому распространение таких камер просто прибавит количество материалов, которые должен исследовать инспектор ЦАФАП. При этом данный состав будет субъективным в оценке и вызывать множество жалоб», — считает эксперт.
По его мнению, вопросы о необходимости установки комплексов фото-видеофиксации или расширения их функционала каждый регион должен решать индивидуально, опираясь на показатели аварийности