Эксперты рассказали о ситуации на рынке зимних шин в 2023 году
В России нет дефицита зимних шин, но выбирать теперь приходится из китайских брендов. Теряют ли водители в качестве и безопасности?
В ближайшие недели в средней полосе России ожидаются заморозки и первый снег. В некоторых густонаселенных регионах снегопады уже начались. Это означает, что в ближайшее время автомобилистам необходимо сменить летнюю резину на зимнюю, тем более что теперь за шины не по сезону положен штраф. При этом за год рынок шин заметно изменился. Вот что теперь предлагают продавцы и автосервисы.
Подорожания не случилось
Несмотря на наблюдавшееся с прошлой осени ослабление рубля, цены на автомобильные шины в России практически не менялись. По данным Росстата, в сентябре 2023 года автомобильные шины в среднем стоили на 1,07% меньше, чем в тот же период 2022 года.
Что касается именно зимних шин, то здесь все же наблюдается подорожание, хотя и незначительное. Росстат не выделяет сезонный тип резины в отдельную категорию, но, по данным маркетплейса «Дром», в среднем зимние шины подорожали на 5%. Это произошло в первую очередь за счет премиального сегмента и больших размеров, а средняя цена наиболее ходовых типов резины по сравнению с прошлым годом могла даже снизиться.
Аналитики государственной системы маркировки «Честный знак» отмечают подорожание нешипованной зимней резины на 14% по сравнению с прошлой осенью, а шипованной — на 8%. При этом речь идет о средневзвешенной цене, учитывающей количество проданных шин каждого типа.
Относительно невысокий рост цен объясняется тем, что шины очень заметно подорожали еще весной 2022 года. По данным Росстата, тогда стоимость автомобильной резины в годовом выражении взлетела более чем на 50%.
С тех пор в течение нескольких месяцев наблюдалась небольшая коррекция, а с лета 2023 года цены на зимние шины вновь пошли вверх. В «Дроме» также отмечают, что стоимость даже зимней резины достигала своего максимума именно весной 2022 года. После отката цены вновь стали плавно расти, и при сохранении этой тенденции они вернутся к пиковым показателям в течение двух лет, считают аналитики сервиса.
Стоимость одной зимней шины в России популярного размера 195/65 R15 по принадлежности бренда к стране. Данные «Дром»
Страна Средняя цена, руб. Франция 8 099 Финляндия 7 917 Германия 7 391 Япония 6 186 Италия 5 871 Польша 5 789 Венгрия 5 691 Великобритания 5 665 Южная Корея 5 611 США 5 436 Швеция 5 318 Словакия 5 260 Турция 5 129 Тайвань 5 127 Китай 4 649 Россия 4 098
Европейцы оставили рынок
Введение в отношении России санкций со стороны стран Европы и США привело к заметному падению объемов продаж и автомобильной резины из этих государств. Предложение снизилось еще осенью 2022 года, а в 2023 году эта тенденция усилилась.
По данным, предоставленным ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), до 2022 года лидерами российского рынка шин были бренды Michelin, Bridgestone и Goodyear. Сейчас на лидирующие позиции вышли китайские бренды, а также корейские производители с китайским акционерным капиталом.
Доля российского рынка шин в первом полугодии 2023 года. Данные РОАД
Марка Доля рынка Triangle (Китай) 10,4% Kumho (Южная Корея) 10% Sailun (Китай) 7,5% Nexen (Южная Корея) 4,8% Hankook (Южная Корея) 4% Maxxis (Тайвань) 3,6% Yokohama (Япония) 3,3% Westlakes (Китай) 3% Doublestar (Китай) 2,2% Goodright (Китай) 2%
По данным «Дрома», сильнее всего снизились продажи зимней резины французских брендов — на 32%. При этом такие шины подорожали за год на 9%.
Покрышки из США стали продаваться на 29% хуже, но при этом не подорожали. Британские шины потеряли 28% продаж и стали на 3% дороже. Исключением из общей тенденции стал 46-процентный рост продаж шин шведских брендов. Впрочем, даже при этом ни одна шведская шинная марка в топ-17 по запросам покупателей не попала.
Динамика продаж и цен на зимние шины за год. Данные «Дрома»
Страна Рост продаж Рост цен Япония -16% -8% Россия -10% 5% Италия 2% -2% Китай 18% 5% Корея 2% 1% Финляндия -20% -1% Франция -32% 9% Германия -23% 1% США -29% 0% Великобритания -28% 3% Словакия -1% -5% Швеция 46% -5% Тайвань 2% 1%
Заменой резины из Европы и США при этом стала вовсе не отечественная продукция. По данным «Дрома», продажи зимних шин российских брендов, напротив, по сравнению с прошлым годом снизились на 10%, при этом они на 5% выросли в цене.
Наибольшего успеха на рынке на этом фоне достигли китайские производители. Продажи зимних шин из КНР выросли на 18%, а их рыночная доля достигла 12%. Если смотреть по брендам, то китайская марка Triangle вышла на второе место по запросам на «Дроме», уступив только Yokohama.
Другие азиатские шинники показали значительно более слабый результат. Так, продажи корейский и тайваньских брендов выросли только на 2%, а японские шины потеряли 16% даже при том, что цены на них снизились за год на 8%.
Топ марок шин осенью 2023 года по количеству запросов на «Дроме»
Дефицита нет
По словам главы РОАД Алексея Подщеколдина, сейчас в России можно без проблем купить зимние шины любых размеров для любых типов автомобилей. Однако зачастую выбирать придется либо из китайских брендов, либо из тех корейских марок, у которых теперь китайские акционеры, таких как Kumho или Nexen.
«За последние годы в Китае растут продажи именно премиальных автомобилей собственного производства с шинами диаметра 18, 19 и более дюймов. И резина для них в КНР уже производится», — говорит Подщеколдин.
Он допускает, что клиенты, привыкшие именно к европейским или американским брендам шин, могут не найти нужных размеров, но у продавцов точно будут китайские аналоги.
«Китай — это не только южные провинции, но и, например, Маньчжурия, граничащая с нашим Дальним Востоком. Зимой там нередки температуры ниже минус 30 градусов, на северные регионы Китая приходится 10% местного автомобильного рынка. Так что в зимней резине китайцы разбираются», — говорит Подщеколдин.
При этом он отмечает одну особенность китайских зимних шин. Большинство из них относятся к фрикционному типу, шипованная резина в КНР непопулярна. Однако китайские компании готовы делать такую продукцию для России, что будет особенно актуально, если наладить выпуск китайских шин на российских заводах, оставленных западными собственниками, считает глава РОАД.
Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов в целом согласен с Подщеколдиным, но выделяет два важных нюанса.
«В Китае действительно не делают шипованные шины, а делают лишь заготовки под ошиповку с дырками под шипы, которые впоследствии устанавливаются уже в России. Эти дырки порой кривые, и ошиповка получается не очень качественной», — отмечает Плисов.
Вторая особенность китайской шинной промышленности, по словам эксперта, заключается в том, что в КНР не делают шины с технологией Runflat, которая позволяет даже на проколотой покрышке доехать до сервиса.
«В последние годы производители европейских премиальных машин выпускали модели вообще без запасных колес, рассчитывая на шины Runflat. Китайцы таких не выпускают, а цены на европейскую резину этого класса взлетели вдвое. Цена комплекта увеличилась со 100 тыс. до 200 тыс. руб.», — говорит Плисов.
При этом даже дефицитную и редкую резину ушедших брендов найти можно, подтверждает Плисов. Нет проблем даже с дорогой спортивной резиной редких типразмеров, рассказал Autonews.ru источник в среде организаторов крупнейших гоночных чемпионатов России. По его словам, в 2022 году в какой-то момент действительно наблюдались сложности с поставками шин для автомобилей, участвующих в гонках, что даже ставило под угрозу старт сезона, но в 2023 году никто на невозможность найти нужные покрышки не жаловался.
Отметим, что в российских гонках используется серийная дорожная резина, разработанная именно для спортивных машин. Она отличается от специальных гоночных шин, используемых в чемпионатах международного уровня. При этом на зимних этапах чемпионата России по ралли применяются как раз зимние шины.
В России закончились оригинальные масла. Что теперь льют в автомобили