Понедельник, 16 июня, 2025

Машины за 10 лет подорожали в 3 раза. 5 удивительных фактов об авторынке

ТОП просмотров

Эксперты: цены на новые автомобили в России выросли в три раза

В России цены на новые автомобили выросли в три раза, продажи показали рекордный уровень, но на дилерских складах скопились тысячи нереализованных иномарок. Главные тренды отечественного рынка — в материале Autonews.r

Трансформация российского авторынка еще очень далека от завершения. Однако основные тренды наметить все же можно. Своим взглядом на ситуацию поделились эксперты на форуме автобизнеса ForAuto-2025, который был организован аналитическим агентством «Автостат». Autonews.ru собрал все самые важные факты об отечественном рынке.

Взрывной рост цен

В России новые легковые автомобили за 10 лет подорожали в три раза, сообщил генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он отметил, что в 2013 году средневзвешенная цена нового автомобиля в России составляла 910 тыс. руб., а в 2024-м стоимость легковушек выросла до 3,12 млн руб.

Самыми доступными автомобилями сейчас являются Lada. Это единственные машины в нашей стране, которые до сих пор можно купить дешевле 1 млн руб. (и то не все модели).

Что касается машин с пробегом, то тут рост цен продолжается на протяжении пяти лет. За это время стоимость подержанных автомобилей увеличилась примерно в 2,5 раза. Однако в два последних года этот процесс начал замедляться. Например, в 2020 г. средняя стоимость б/у машин увеличилась на 10%, в 2021-м — на 22%, в 2022-м — на 33%, в 2023-м — на 17%. Что касается 2024 года, то тут рост цен составил 13%.

Рекорд продаж

Впрочем, взрывной рост цен не отвратил россиян от визитов в дилерские центры. По данным аналитиков, в минувшем году в стране было продано 1,57 млн новых легковых автомобилей. В «Автостате» отметили, что это лучший результат нашего рынка за последние пять лет. А показатели 2024 года на 48,4% больше, чем в предыдущем.

Что касается самых популярных марок, то тут традиционно первое место удерживает Lada. За 12 месяцев россияне купили 436,2 тыс. штук. Далее следуют машины китайской компании Haval. В минувшем году в России продали 190,6 тыс. автомобилей этой марки. Напомним, что некоторые модели Haval собирают непосредственно в нашей стране на заводе в Тульской области.

Первую тройку замыкает еще один бренд из КНР, Chery. За год эта компания смогла реализовать 157 тыс. новых машин. Далее следуют Geely и Changan. Россияне в прошлом году купили 149,1 тыс. и 106,1 тыс. моделей этих марок.

Затоваривание складов

Несмотря на позитивные результаты продаж в 2024 году, на складах остались тысячи нераспроданных автомобилей. По оценке экспертов, в начале нынешнего года у продавцов скопилось 160 тыс. машин предыдущего модельного года. Какие марки преобладают среди них, аналитики не уточнили. Однако заметили, что затоваривани оказалось значительно меньше, чем в 2023-м. Тогда, по данным аналитического агентства, запасы дилеров составляли 221 000 новых машин.

Читать также:
Новые пикапы и переименованный минивэн. Sollers назвал новинки 2025 года

Однако есть и более пессимистические расчеты. Например, бывший президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что по затовариванию доминируют на дилерских складах машины китайских брендов. Их у продавцов скопилось около 350–360 тыс. штук.

Что касается российских марок (к ним эксперт относит Lada и «Москвич»), то тут цифры более скромные. По расчетам Мосеева, таких нереализованных автомобилей у дилеров остается 50–60 тыс. шт.

Россияне пересаживаются на электрокары

В России стремительно растет интерес к электрическим автомобилям. За последние два года спрос на батарейные машины вырос в шесть раз. В 2024 году россияне купили 17,8 тыс. «зеленых» моделей. В свою очередь в 2023-м этот показатель составил 14,1 тыс. штук, а в 2022 году — всего 3 тыс.

Всего же в России сегоня стоят на учете 59,6 тыс. электрокаров. Самыми распространенными стали Nissan (6,7 тыс. шт.). Далее следуют Zeekr (11,2 тыс.) и Tesla (6,7 тыс.).

Среди самых распространенных моделей абсолютное лидерство принадлежит компактному Nissan Leaf. Сейчас в России насчитывается 16,6 тыс. таких машин. На втором месте Zeekr 001 (7,9 тыс. шт.). Эти две модели суммарно занимают более 40% российского парка электрических автомобилей.

Важный нюанс — в Россию сокращается импорт «электричек». В 2023 году в страну ввезли 18,5 тыс, а в 2024-м только 12,2 тыс. Такие показатели можно объяснить возросшей локализацией: в период с 2022 по конец 2024 года в нашей стране выпустили около 9,3 тыс. электромобилей. Большую часть из них приходится на модели «Москвич», «Амберавто» и Evolute.

Сроки владения машиной в России увеличились

В стране за минувшие 15 лет зафиксирован серьезный рост средних сроков владения автомобилями. По расчетам экспертов, в 2009 г. владельцы в среднем меняли машину каждые три года, а к концу 2024 — началу 2025 года этот срок вырос до семи лет. То есть за 15 лет продолжительность владения автомобилями в стране увеличилась более чем в два раза.

В минувшем году срок владения автомобилями Lada в среднем составил 8,4 года. Для европейских моделей этот показатель составил 6,8 года, а для корейских — 6,5 года. По сравнению с 2010 годом эти цифры увеличились вдвое.

Однако аналитики считают, что в ближайшее время эта ситуация может измениться. Впрочем, в первую очередь это коснется автомобилей китайского производства. Что касается перепродаж, то чаще всего российские водители расстаются с машинами старше 10 лет, причем их доля постепенно растет. Обратная ситуация сложилась с 1-2 летними автомобилями. Такие машины выставляются на продажу своими владельцами все реже.

Новое на сайте

Почему гибриды экологичнее электрокаров. Глава Toyota все объяснил

Глава Toyota назвал гибридные машины более экологичными, чем электромобили ...

Еще похожие статьи