Текст: Алексей Смирнов Фото: Драйва и производителя Источник: Драйв
Пустая затея! — приговаривал владелец вазовской «пятёрки», прикрепляя трос. — Тут уазик нужен, а этого, — он кивнул в сторону голубого автомобильчика, — того и гляди самого придётся откапывать». Эх, накрылась рыбалка! Мужичок приехал на озеро порыбачить, но вместо этого уже около часа пытается вызволить из песчаного плена свою машину. Но сейчас, дружище, ты сам попался на крючок. Suzuki Jimny даром что выглядит как герой мультика «Тачки» — самый настоящий внедорожник: рамный, с неразрезными мостами и раздаточной коробкой с понижающей передачей. Так что не торопись сматывать удочки!
От «носа» до «хвоста» чуть более трёх с половиной метров. Suzuki Jimny — самый маленький автомобиль на российском рынке, оснащённый полноприводной трансмиссией.
За четырнадцать лет производства Jimny перенёс два незначительных фейслифтинга. Нынешний обеспечил малыша новым передним бампером и капотом с фальшивым воздухозаборником. Техника прежняя — лонжеронная рама, зависимые мосты спереди и сзади, бензиновые и дизельные моторы объёмом 1,3 литра, да два типа кузова: трёхдверный универсал и кабриолет Canvas Top. Но это в Европе, а у нас к трёхдверке с бензиновой «четвёркой» можно выбрать лишь коробку передач: пятиступенчатую «механику» либо четырёхдиапазонный «автомат».
Список модернизированных деталей скуден: передние крылья, капот с «глухой» ноздрёй воздухозаборника да передний бампер с оттопыренной нижней «губой», немного ухудшающей геометрическую проходимость. Зато у обновлённого Jimny появилась радиаторная решётка.
Тем не менее, несмотря на специфичность автомобильчика и вполне взрослые цены от 745 000 до 805 000 рублей, Jimny пользуется невысоким, но устойчивым спросом: в среднем за год расходится порядка 1300 малышей. При этом в представительстве заявляют, что только сейчас смогли добиться увеличения квот и избавиться от очередей. Так что в ближайшие три-четыре года замены ветерану не предвидится. Но кто покупает Jimny? Менеджер автосалона Suzuki, куда мы обратились за помощью, говорит, что 80% — рыбаки и охотники, то есть те, кому необходимо добраться до конкретной точки на карте при минимальных денежных затратах. Как правило, для них Jimny — второй автомобиль в семье, поэтому больший по размерам, но с меньшим ценником UAZ Patriot — слишком много автомобиля при высоких эксплуатационных расходах.
«Дизайн интерьера соответствует японскому восприятию красоты: сдержанная лаконичность, простота, спокойствие…» Выдержка из официального буклета веселит даже больше, чем сам автомобиль! Тем не менее в салоне Jimny нашлось место для пары перчаточных ящиков, подстаканников и прочих ёмкостей для хранения мелких вещей. Зеркала большие и правдивые. Кондиционер, обогрев передних кресел, электростеклоподъёмники и центральный замок — базовая комплектация автомобиля.
Вторая категория покупателей — женщины, для которых компактный и высокий Jimny просто удобный городской автомобиль. Увы, женская логика не учитывает, что он ещё короткобазный и по умолчанию заднеприводный. Жёстко подключаемая передняя ось не сочетается с дорогами с твёрдым покрытием. Вот и сервисмены сетуют: основная проблема Jimny — поломка раздаточной коробки, вызванная безграмотным использованием полного привода. Ради повышения надёжности трансмиссии некоторые официальные сервисы даже заливают масло более высокой вязкости: 75W–140 — в коробку передач и раздатку, и 75W–190 — в мосты. Говорят, помогает.
Единственное светлое пятно в салоне Jimny — нарядная и информативная комбинация приборов.
Четырёхступенчатый «автомат», несмотря на преклонный возраст, радует плавностью и адекватностью при смене передач. Хорошее подспорье на бездорожье — возможность блокировки высших ступеней. Доплата в 40 000 рублей за этот агрегат вполне уместна, тем более что у «механического» Jimny избирательность рычага на тройку с двумя минусами, педаль сцепления невесома и неинформативна, а самое главное — с «ручной» коробкой передач отчётливо проявляется посредственная тяговитость мотора. До двух тысяч «четвёрка» совсем не тянет, что оборачивается проблемами на бездорожье.
Сами передние кресла вполне удобны. У них нет регулируемого поясничного подпора, но есть подушка оптимальной длины и опора для затылка в виде новых подголовников. Однако принять удобную позу у человека среднего роста получится лишь при открытой двери — узко! Выиграть немного места можно было бы, расположив кнопки управления стеклоподъёмниками на центральной консоли, но конструкторы разместили их на шишкообразном приливе, который натирает колено.
Ожидать простора на заднем ряду от столь короткого автомобиля не приходится — его и нет! По сути места здесь есть лишь для пары подростков. Но и им особо не позавидуешь: сквозь тонкие наполнители подушки и спинки прощупывается каркас. И всё же, несмотря на то что в девяноста восьми случаях из ста Suzuki Jimny — осознанная покупка, нужно отдавать себе отчёт, что японский субкомпакт в привычном понимании — как бы помягче выразиться? — не совсем полноценный автомобиль. «Первый раз не могу закрыть дверь, потому что она упирается мне в ногу», — смеясь констатирует наш Роберт Есенов. Да, Роб, при ширине автомобиля в 1600 мм приходится менять привычную моторику. Чтобы пробраться на задний ряд, нужно быть акробатом, а чтобы добровольно высидеть там больше часа — садомазохистом. Про багажный отсек и сказать-то нечего — 113 литров.
В походном состоянии объём багажника — 113 литров. Здорово, что путём трансформации задних кресел его можно увеличить до 816 л. Плохо, что при этом образуется довольно высокая ступенька.
И это только начало. Рулевая колонка прикручена намертво. Качество звучания штатной магнитолы… Ох, лучше бы её не было совсем. На этом фоне единственная кнопка обогрева сидений, активирующая нагревательные элементы двух передних кресел сразу, воспринимается вполне нормально. А глядя на клавишу водительского стеклоподъёмника с надписью auto, с губ непроизвольно срывается — вау! И ещё это постоянное «бум-бум» в правой части салона. Это Роберт бьётся головой о боковое стекло, когда мы едем по неровной дороге.
Но ведь как гласит народная мудрость, пиво не только вредно, но и… полезно. Поэтому когда ради эффектного кадра автомобильчик размером с обувную коробку просочился сквозь заклинившие ворота разрушенной теплицы, что находится на территории бывшего ВДНХ, пришедшие с обеденного перерыва работницы прямо-таки остолбенели: «Вы как здесь оказались?» И даже после того как я указал им на ржавые ворота, ещё долго оглядывали стены в поисках пробоины и внимательно осмотрели крышу. Не поверили!
Рассуждать о разгонной динамике Jimny имеет смысл лишь до тех пор, пока «автомат» не добрался до высшей, четвёртой передачи. С её включением моторчику едва хватает силёнок для поддержания постоянной скорости. И с тормозами не всё гладко: в начале хода педаль невесома, в середине, напротив, чрезмерно тяжела. Автомобильчик при этом замедляется вполне интенсивно, но обратной связью не балует.
И вообще Jimny из той категории автомобилей, с которыми не соскучишься. Едем по вполне себе гладкому асфальту, и вдруг машина легонько начинает вибрировать всем телом. Рулевое колесо и пол зудят мелкой дробью. В чём дело? Оказывается, зазвонил лежащий в выемке на центральном тоннеле телефон. Ну прям анекдот! Но как бы там ни было, я очень хорошо понимаю тех 20% владельцев Jimny, что покупают его в качестве сити-кара. В городе этот малыш — словно рыба в воде. 83-сильный моторчик, крича во всё горло, переносит мультяшный автомобильчик от светофора к светофору в составе лидирующей группы. Первые три передачи здесь короткие, а сама «четвёрка» любит высокие обороты, раскрываясь лишь к четырём тысячам по тахометру. Дави на газ!
В движении Jimny шумен. Причём выделить солистов из общего хора звуков не представляется возможным. А вот плавность хода для столь короткобазного автомобильчика вполне приличная. Козление задка сведено к минимуму и проявляется лишь на короткой и глубокой асфальтовой волне.
Но аэродинамика тут не многим лучше, чем у падающего с крыши кирпича. И ладно бы свист ветра, его завывания тонут в ансамбле других шумов. Так, разогнавшись быстрее сотни и достигнув четвёртой ступени с передаточным отношением 0,696, Jimny замедляется под напором встречного воздуха так, будто я ненароком нажал на тормоз! Хорошо хоть толково настроенный «автомат» не суетится, перескакивая с одной ступени на другую при незначительных перемещениях акселератора, а ждёт более однозначной команды. Чтобы пришпорить малыша, педаль газа необходимо продавить наполовину.
По размытому суглинку Jimny уверенно едет даже без повышающих крутящий момент инъекций. Гораздо сложнее удержать лёгкий автомобиль на прямом курсе. Малыш активно реагирует на любой дорожный рельеф и в мгновение ока разворачивается поперёк колеи.
Впрочем, набрав-таки ход, Jimny едет ровно и совсем не реагирует на колейность асфальта. Рулевое колесо — пустоватое на прямой, в поворотах наполняется объективной информацией. Кренов кузова, учитывая откровенно жёсткую подвеску, почти нет. Но крупные неровности лучше объезжать даже при прямолинейном движении — трясёт не по-детски! А мостовые стыки и вовсе отправляют Jimny в непродолжительный полёт. Но какова обзорность! Более «прозрачную» машину в наше время нужно ещё поискать. И зеркала, что надо — в них всё видно. Вкупе с непревзойдённой манёвренностью (для полного разворота автомобилю требуется менее пяти метров) и узким кузовом это очень помогает в дорожных заторах. Да и габариты за рулём Jimny чувствуешь отлично!
Имея в запасе всего 110 Н•м, на мягком грунте Jimny диктует единственную стратегию покорения косогоров — ходом! Понижающая передача в таких ситуациях оказывается слишком «медленной» и закапывает автомобиль ещё до вершины. Зато благодаря малым свесам на подобные уступы малыш без контактов с грунтом заезжает под прямым углом (нижнее фото).
И вот что любопытно: в пробке вас ни за что не пропустят вечно спешащий водитель маршрутки или же ничего не видящая, кроме своей полосы, дама на новой иномарке. Вас подвинет чёрный Ford Focus с затонированными окнами. Однако солидные джентльмены на Discovery и Pajero обязательно пропустят Jimny вперёд. И будут смотреть на него, как на равного! Потому что знают: этот малыш только для непросвещённых выглядит, как герой мультика «Тачки», а на самом деле — один из самых грозных бойцов внедорожного фронта.
Освободить застрявшие Жигули можно было бы и быстрее, но капроновый трос оказался тонким и очень коротким. Пришлось действовать деликатно.
190 мм дорожного просвета при менее чем полутораметровой ширине колеи и расстоянии в 2250 мм между осями обеспечивают Jimny отличную геометрическую проходимость. Свесы кузова здесь настолько малы, что позволяют преодолевать природный рельеф под прямым углом. Да и весит малыш всего 1075 кг (версия с автоматической коробкой передач). Там, где полноразмерные внедорожники продавливают грунт, набивая глубокую колею, этот оставляет лишь отпечатки протектора.
Мы поездили на Jimny по самым разным покрытиям. Уверенней всего малыш чувствует себя там, где важны малый вес и хорошая геометрическая подтянутость. Поэтому песок, грязь и буераки мы штурмовали без боязни застрять — если что, вытолкаем! А вот на асфальте Jimny, учитывая его слабую динамику, превращается в маленькую собачонку, которая мешается у всех под ногами.
Так что, дядя, цепляй трос к своим засевшим в песках Жигулям и ни разу не сомневайся. Мы с Jimny не только подарим тебе возможность вернуться-таки домой с уловом, но и заедем вон на ту гору, что с приходом зимы станет горнолыжным склоном. И траншею, выкопанную для прокладки кабеля к фуникулёру, тоже преодолеем. Потому что на той стороне нас ждут тонны грязи на размытой дождями полевой дороге и затопленный полуметровым слоем воды путь к острову, где давным-давно велась добыча чистейшего кварцевого песка. Сделаем это удовольствия ради. Но 80% покупателей Suzuki Jimny будут делать то же самое по более веским причинам… порыбачить, к примеру. Хорошего клёва!
В основе Suzuki Jimny лежит трёхсекционная лонжеронная рама лестничного типа. С трёхдверным кузовом её соединяют восемь резинометаллических опор. Учитывая компактность автомобиля и малую длину колёсной базы — 2250 мм, всё это обеспечивает отменную жёсткость конструкции.
Полностью алюминиевый бензиновый двигатель М13АА с двумя распредвалами, изменяемыми фазами газораспределения и многоточечным впрыском топлива MPI при объёме 1328 куб/см развивает 83 л/с и всего 110 единиц крутящего момента при 4100 об/мин.
Suzuki Jimny, вид снизу: всем важным деталям и механизмам обеспечена надёжная защита. Так, выхлопная система расположена в пределах рамы, а раздатка прикрыта мощным стальным листом. Штатная защита двигателя поначалу кажется недостаточной, но на самом деле металлический щиток оберегает моторный отсек лишь от грязи. Сам двигатель закреплён на раме, и его поддон расположен на уровне её верхнего края, что исключает повреждения.
Картеры главных передач имеют круглую форму, именно они первыми контактируют с грунтом, а нижние крепления задних амортизаторов максимально поджаты к «чулкам» заднего моста. Едиственные точки на днище Jimny, которые могут заякорить автомобиль при выборе дорожного просвета, — кронштейны крепления рычагов подвески. Но и они имеют антизацепную, полукруглую форму.
Видео тест-драйв Suzuki Jimny 2013 (Москва рулит, HD)
Подробную информацию об автомобиле смотрите в нашем АвтоКаталоге