Вторник, 3 июня, 2025

Среднюю скорость включат в ПДД 1 сентября 2024 года. Что со штрафами

ТОП просмотров

Определение средней скорости введут в ПДД 1 сентября 2024 года

Понятие о средней скорости появится в ПДД с 1 сентября 2024 года: с этого момента водители должны будут соблюдать эту норму. Как это работает и когда вернутся штрафы ГИБДД

Нормы об обязательном соблюдении автомобилистами средней скорости на дорогах должны заработать в России с 1 сентября 2024 года.

Соответствующий проект изменения в ПДД подготовил Минтранс: ранее предполагалась, что среднюю скорость впишут в ПДД уже с 1 марта 2024 года. Следующим шагом должен стать возврат штрафов за превышение средней скорости — для этого нужно будет внести поправки в КоАП. Водители уже получали такие штрафы в период с 2013 по 2021 год, после чего в ГИБДД перестали оформлять постановления. Что такое средняя скорость, как ее соблюдать и какие штрафы ждут автомобилистов — в материале Autonews.ru.

Что такое средняя скорость

Минтранс России предлагает определить в Правилах дорожного движения термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее, объяснили Autonews.ru в ведомстве. Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД должно звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Получается, что теперь водителей обяжут соблюдать не обычную установленную скорость движения, но и среднюю. Для этого в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».

Согласно пояснительной записке к документу, эта норма поможет снизить риск возникновения ДТП, связанных с превышением скорости движения. Также она нужна для повышения безопасности дорожного движения, особенно в малонаселенных районах.

Какие штрафы и когда водителей начнут наказывать

Появление средней скорости в ПДД станет первым этапом к введению штрафа за ее нарушение. Об этом ранее Autonews.ru говорили в пресс-службе Минтранса. «Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — говорили в ведомстве.

До 2019 года водителей штрафовали согласно нормам о «мгновенных» превышениях: к примеру, за превышение на 20–40 км/ч — на 500 руб., на 40–60 км/ч — на 1 тыс. руб., за превышение на 60–80 км/ч — на 2,5 тыс. руб., за превышение на более 80 км/час — на 5 тыс. руб. Опрошенные Autonews.ru юристы и участники отрасли уверены, что в случае возврата штрафа нормы останутся аналогичными.

Зачем вообще фиксировать среднюю скорость

Контроль средней скорости нужен для того, чтобы водители на протяжении всего пути ехали ровно, без резких ускорений и оттормаживаний перед очередной дорожной камерой. Так, поскольку камеры будут оценивать общую скорость автомобилиста за пройденный участок пути, превышения и торможения теряют смысл для тех, кто таким образом пытается избежать штрафа за нарушение. Об этом Autonews.ru заявили в ассоциации производителей дорожных камер «Око». Там уточнили, что такой контроль помогает гармонизировать скорость потока, нивелировать «эффект кенгуру», который может приводить к ДТП из-за неожиданного резкого торможения попутных автомобилей.

Также контроль средней скорости помогает бороться с «мигрирующими» аварийно-опасными участками. Как объяснили в «Око», такие отрезки невозможно закрыть с помощью установки камер на мгновенную скорость, так как после установки камеры они не исчезают, а перемещаются на несколько сотен метров от камеры. В случае применения средней скорости весь аварийно-опасный участок находится под контролем.

Читать также:
Цены на Lada Vesta NG и новая «пятерка» BMW: что случилось за эту неделю

Как добавили в «Око», контроль средней скорости позволяет убирать «рваный» режим движения с дорог и обеспечивает равномерность автомобильного потока. Протяженность контролируемого участка при этом может быть любой — и 1 километр, и 5–10 километров. При этом контроль средней скорости обеспечивает соблюдение ПДД водителями на протяженных участках дорог. Дисциплинируя автомобилистов и «успокаивая» транспортный поток, метод контроля средней скорости ускоряет процесс снижения ключевых показателей аварийности — количество ДТП, погибших и раненых.

Как будут фиксировать водителей

С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет и методику работы уже установленных камер менять не придется. Технология работает так: на одном отрезке пути включают два синхронизированных комплекса фотовидеофиксации. Они распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.

Во всех тендерах требуют среднюю скорость

Производители дорожных камер рассказали Autonews.ru, что полностью готовы к возвращению фиксации средней скорости. По их словам, во всех тендерах на госзакупки таких устройств обязательным условием заказчики указывают возможность фиксации средней скорости. 

«Программное обеспечение у всех производителей готово. Только щелкнешь, фиксацию сразу включим. В тендерах на госзакупки обязательное требование — фиксация средней скорости», — отметил эксперт компании-разработчика дорожных камер из Перми.

Представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») также подтвердил, что все современные устройства в настоящее время готовы к фиксации средней скорости.

Почему ранее эту фиксацию отменили

В 2019 году Верховный суд указал, что в подобных постановлениях должно быть указано время и точное место совершения нарушения.

Согласно материалам дела, поводом для разбирательства стало обращение жителя Смоленской области Николая Баусова. 17 августа 2018 года он ехал на своем Volkswagen Tiguan по трассе М-1. Между городами Сафоново и Вязьма скорость замерили между двумя камерами типа «Бумеранг»: система вычислила превышение на 25 км/ч (115 км/ч вместо положенных 90 км/ч). ГИБДД вынесла постановление, указав местом совершения правонарушения участок дороги протяженностью более 70 км. Баусов пожаловался на необоснованность решения сначала в Вяземский районный суд Смоленской области, затем в Смоленский областной суд, но отменить штраф не смог. В 2019 году водитель обратился в ВС, который встал на его сторону. В итоге в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять постановления.

В дальнейшем профильные ведомства пытались вернуть фиксацию на дороги, однако безуспешно. Как ранее писал Autonews.ru, поручение МВД, Минюсту и Минтрансу прописать меру ответственности в проекте нового КоАП несколько лет назад давал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Изменения в КоАП должны были быть готовы до 20 сентября 2021 года, но в опубликованном проекте КоАП эта норма так и не появилась.

В каких регионах штрафовали за среднюю скорость

Технология измерения средней скорости уже применялась в разных регионах России с 2013 года. Например, такие штрафы водители получали в Москве, Московской, Самарской, Смоленской, Воронежской областях и в Татарстане. В Московской области с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км.

Новое на сайте

Уникальный японский суперкар TommyKaira ZZII спустя 20 лет вернулся из небытия

Единственный экземпляр давно забытого японского суперкара TommyKaira ZZII, созданный в начале 2000-х годов,...

Еще похожие статьи