Autonews.ru испытал самый мощный Tesla Cybertruck Beast в мире: плюсы и минусы
Илон Маск называет Tesla Cybertruck автомобилем будущего. Autonews.ru одним из первых в России протестировал новейший пикап в самом мощном исполнении Beast и пришел к выводу: не о таком будущем мы все мечтали
Tesla Cybertruck Beast
«Перед вами автомобиль, который, по мнению экспертов, никогда не должен был появиться на свет… Мне кажется, это наше лучшее творение. Наконец-то будущее будет выглядеть как будущее» — с этих слов Илон Маск начал презентацию серийного Tesla Cybertruck в декабре прошлого года.
В его речи чувствовалось острое желание поддеть всех скептиков, пророчивших «Сайбертраку» жизнь вечного выставочного прототипа, который никогда не доберется до конвейера. И основания у них на то были. Ведь электрический пикап в качестве концепта впервые показали еще в ноябре 2019-го. Столь долгой дорогой от первого показа до конвейера не может «похвастаться» даже отечественный Aurus Senat.
Впрочем, Маск известен тем, что доводит свои дела до конца. Особенно когда они касаются его «личного пиара». Кажется, Cybertruck — явление именно из этой категории. Складывается ощущение, будто в первую очередь он создавался для того, чтобы богатейший человек планеты поставил еще одну галочку в списке своих достижений, и только в последнюю — для людей, которые купят этот автомобиль и будут реально им пользоваться каждый день. Но давайте обо всем по порядку.
Арт-объект…
Необычную внешность Cybertruck обсуждают уже несколько лет. В сетевых холиварах было сломано немало копий между поклонниками и ненавистниками своеобразного стиля Tesla. Поэтому для людей, посвященных в тонкости современного автопрома, дизайн кажется темой, уже давно набившей оскомину. Однако у не особо осведомленной публики угловатый облик вызывает неподдельный интерес.
Стоит оказаться на Cybertruck в каком-нибудь более-менее людном месте, как его тут же облепляет толпа зевак, желающих как следует изучить машину и, конечно же, сфотографироваться. На моей памяти ни один тестовый автомобиль, будь то новейшие суперкары Lamborghini и Aston Martin или странные «букашки» вроде Bajaj Quto или Renault Twizzy, не привлекал такого внимания к себе, как эта граненая глыба.
Словом, если эпитет «красивый автомобиль» Cybertruck не может получить даже авансом, то статус одного из ярчайших арт-объектов современности заслуживает однозначно.
…из папье-маше
Однако если внешность Cybertruck может стать темой для долгих дискуссий, то относительно оформления и отделки интерьера двух мнений быть не может. Политкорректные выражения вроде «сдержанный стиль» или «атмосфера минимализма» отправляем на свалку: в салоне пикапа — абсолютная «беднота», другие слова тут сложно подобрать.
Внутреннее убранство такого дорогого автомобиля просто не имеет права быть настолько некачественным. Причем, когда мы говорим о дороговизне, имеется в виду не стоимость под 40–45 млн руб., которая формируется в России из-за сложной доставки по схеме параллельного импорта, а исходная цена в долларах. Даже у себя на родине, в США, такой Cybertruck стоит свыше $110 тыс. И его отделка будто бы лишний раз подтверждает стереотип об ужасном качестве интерьеров американских машин.
Безусловно, мы держим в уме, что имеем дело с утилитарным пикапом, который, по задумке его создателя, может покорить даже лунные кратеры. Однако, когда речь идет о качественной отделке, подразумеваются далеко не атрибуты тяжелого люкса вроде натуральной кожи, шпона из ценных пород дерева или мягких ковриков из шотландской овчины. Напротив, хочется видеть в пикапе добротный салон из прочных, не очень марких и износостойких материалов, а не подобие папье-маше.
И это не субъективная оценка от тактильных ощущений, а детальная фиксация конкретных недочетов. Например, на белых вставках передней панели тестового автомобиля с пробегом не больше 500 км уже мозолили глаза пару пятен. Не такой маркий пластик хочется видеть в пикапе.
А как только машина начала движение, в районе накладок обеих передних стоек и у консоли где-то под центральным монитором тут же ожили несколько «сверчков», которые, к слову, сопровождали нас до конца теста. Уверен, при более длительной эксплуатации посредственная подгонка салонных деталей с зазорами вразнобой преподнесет еще немало акустических сюрпризов.
Как в метро
Отдельная тема для разговора — ворох эргономических просчетов, с которыми придется смириться потенциального владельцу. Например, доступ в салон осуществляется картой, которую нужно приложить к центральной стойке, как «Тройку» к валидатору турникета в метро. После электропривод слегка «отстреливает» дверь наружу, а дальше ее нужно тянуть рукой, взявшись за острую кромку панели из нержавеющей стали. Иначе дверь не открыть — ручек ведь нет. Поэтому бесключевой доступ как опция навсегда останется голубой мечтой для владельцев Tesla.
После того как оказываешься внутри, эту самую ключ-карту нужно положить в специальную нишу с беспроводной зарядкой в центральном подлокотнике. Иначе автомобиль не тронется с места. Зато после все салонное оборудование оживает, намекая на то, что Tesla готова ехать.
Селектора трансмиссии здесь нет. Вместо нее — виртуальный ползунок на гигантском «тачскрине» медиасистемы, который при взмахе вверх включает драйв, а вниз — задний ход.
Вместо подрулевых переключателей — кнопки и сферические ролики на спицах руля. А точнее сказать, штурвала, который скорее напоминает джойстик симулятора. Клавиши со стрелками на левой спице отвечают за поворотники, а на шарообразные «крутилки» через меню медиасистемы накладывается куча функций: от настройки зеркал заднего вида до переключения радиостанций и регулировки уровня громкости.
Следующее, что ввергает в шок, — передаточное отношение рулевого механизма. Баранка (будем по старинке называть ее так) от упора до упора делает меньше одного оборота, словно на болиде «Формулы-1».
Впрочем, столь короткий руль и полноуправляемое шасси с задними поворотными колесами дают свой эффект: почти шестиметровая махина маневрирует на небольшом пятачке словно складской погрузчик. Диаметр разворота cоставляет 11,3 м. Это меньше, чем у седана Tesla Model S. Причем рулевое управление организовано «по проводам» — его острота и отклик меняются в зависимости от скорости или угла поворота колес. Несмотря на это, специфичный орган управления требует привыкания. Особенно при движении на скорости. А Tesla умеет ездить не просто быстро, а очень быстро.
По прозвищу «Зверь»
Вообще-то, прозвище Beast («зверь» в переводе с англ.) в США негласно закреплено за президентским лимузином, который снаружи выглядит как удлиненный серийный Cadillac, но, по сути, представляет собой бронекапсулу на базе тяжелого дизельного пикапа.
Тем не менее это никак не смутило людей из Tesla, и они назвали точно так же самую мощную версию «Сайбертрака». Его главное отличие от базовой модели — наличие дополнительного, третьего электромотора в составе силовой установки и, как следствие, рост суммарной отдачи с 600 до 845 л. с. и увеличение крутящего момента с 10 080 до 13 960 Н·м!
Если верить заявлению компании, то разгон до 60 миль/ч (96,6 км/ч) у Beast занимает 2,6 с, а на дистанции в четверть мили он может объехать Porsche 911, при этом буксируя на прицепе… еще один такой же 911-й!
У нас под рукой не нашлось парочки лишних Porshe, чтобы удостовериться в этом, однако испытать одновременно страх, трепет и радость от разгона Cybertruck удалось.
Чтобы получить полную отдачу всех трех моторов, максимально чувствительные отклики органов управления и наиболее плотно зажатые подвески, нужно выбрать в настройках автомобиля режим движения Beast. А дальше как следует вцепиться в крохотный руль.
То, что после утапливания акселератора в пол вытворяет «Сайбертрак», не похоже на реальность. От внезапного ускорения впечатывает в кресло так, что ком к горлу подступает, а в глазах темнеет. Благо машина во время такого спурта стабильна, несмотря на то что усилие на руле с ростом скорости меняется незначительно.
При повторении процедуры из раза в раз мозг все равно отказывается верить в то, что такая махина массой более 3 т может так разгоняться. Но тут главное не увлечься, потому что тормозит Tesla уже не так охотно, как ускоряется. Причем в спокойном темпе на ней можно ехать практически в одну педаль, так как система рекуперации очень интенсивно замедляет пикап. Но когда осаживаешь его с высокой скорости, то уверенности в тормозах совсем не хватает.
А ведь «максималка» хоть и ограничена электроникой, однако составляет 130 миль/ч (около 209 км/ч). Но с такими тормозами и зубастыми шинами не рекомендуем разгонять Tesla и выше разрешенных 130 км/ч. Страшновато.
Да и не нужно. Если рассчитываете на одной зарядке проехать заявленный запас хода 320 миль (около 515 км), то про быструю езду лучше забыть. Эта цифра меньше обещанных четыре года назад 500 миль (около 805 км), но зато не преувеличенная, как у многих азиатских и европейских электрокаров. Скорее всего, она замерялась по методике тестирования EPA, которая наиболее приближена к реалистичным условиям. Однако даже такая не включает в себя светофорные гонки.
Другое дело, что открытым пока остается вопрос, насколько эффективно у тяговой батареи организована терморегуляция и как она проявит себя в зимних условиях. Конечно, при -25 по Цельсию запас хода будет ниже, чем при +25, во время которых проходил наш тест-драйв. Однако на сколько — прогнозировать не беремся, покажет только реальный опыт эксплуатации.
А вот что будет одинаково удручающим зимой и летом — это плавность хода. Пикап с несущим кузовом и независимыми подвесками на пневмоэлементах так неприятно потряхивает на небольших городских неровностях вроде стыков и трамвайных путей, что о выезде на грунтовку и думать не хочется. Хотя внедорожный арсенал «Сайбертрака» может позволить гораздо большее. Тут тебе и полный привод, и вертикальный ход колес на 305 мм, и максимальный дорожный просвет 443 мм в режиме Extract Mode. Но мы все равно даже не пытались выехать на нем в грязь.
Во-первых, потому что время, отведенное на знакомство с машиной, было коротким. А во-вторых, даже если бы его хватило, никакого смысла в выезде на бездорожье все равно бы не было. Любой потенциальный владелец такой Tesla в России если и окажется вне асфальта, то только для объезда пятничной пробки по обочине.
Почему-то нет сомнений, что в нашей стране главной средой обитания Cybertruck станут элитные районы городов-миллионников и парковки у дорогих ресторанов. Вот в таких местах владельцы Tesla будут с удовольствием рассказывать своему окружению, на что реально способна их машина, показывая на смартфоне проморолики с пуленепробиваемыми дверями из нержавеющей стали и покорением песчаных дюн. И почти наверняка она будет не единственной машиной в их гараже.
Потому что Cybertruck при всем своем арсенале высокотехнологичных решений и продвинутых опций никак не справляется с ролью одного и единственного удобного автомобиля на каждый день. В нашей российской действительности пикап Tesla — не более чем дорогая имиджевая игрушка. Точно такая же, как суперкары Ferrari и Lamborghini.