Текст: Павел Мурашко Фото: Павел Мурашко
Для чего простому городскому жителю нужен кроссовер? Парковаться на высоких бордюрах, выезжать из заснеженного двора и просто смотреть на дорожную ситуацию с чуть большей, чем в обычной легковушке, высоты. И, конечно, хоть и изредка, но все же выезжать за город, на природу. А добираясь до любимого места по раскатанной в поле колее, чувствовать себя чуть увереннее. Мы решили узнать, по чем фунт кроссоверного лиха, выбравшись на нескольких Volkswagen Tiguan подальше от людей, в леса и поля, где можно оценить, настолько ли кроссовер хорош, насколько он дороже соплатформенной легковушки. Наша площадка для испытаний – Налибокская пуща, самый большой лесной массив в Восточной Европе. Мы углубились в самое сердце пущи на два дня, чтобы в отрыве от общества и отсутствующем сигнале сотовых вышек принять как есть все достоинства и недостатки VW Tiguan.
VW Tiguan представлен в двух основных модификациях – Track&Field (или Track&Style) и Trend&Fun (или Sport&Style).
В караване из четырех VW Tiguan были представлены самые различные модификации. С АКПП, «механикой», полным и передним приводом, «внедорожные» и «городские» версии. Я сразу занял место за рулем самой навороченной модификации: полный привод, внедорожное исполнение, двухлитровый бензиновый турбомотор мощностью 170 л.с. и шестидиапазонная АКПП. До Налибокской пущи – меньше 100 километров асфальта. Местами хорошего, местами плохого. Tiguan, по большому счету, все равно. В части настройки ходовой части для езды по твердому покрытию мало кто сможет поспорить с этим кроссовером. На прямиках – летит стрелой, этаким маленьким восточным экспрессом. Руль занимает четкое положение в ноле, в поворотах наливается приятным усилием. Звукоизоляция – отменная. Шум ветра, гул покрышек, звон мотора долетают до сидящих внутри ровно настолько, чтобы они понимали, что автомобиль едет. На неровном асфальте Tiguan все так же упорно держится за дорогу, с траектории не соскакивает, не утомляет раскачкой или рысканиями в колее. Нога сама давит на педаль газа. Ох ты, я ж уже на почти лишение еду! Провокатор.
Версия Track разрабатывалась для езды по бездорожью. Ее главное внешнее отличие от городского исполнения – особая скошенная форма переднего бампера, которая позволила увеличить угол въезда с 17 до 24 градусов. Кроме того, автомобиль оснащается дополнительной защитой двигателя и внедорожным режимом работы электроники. Нажатие клавиши Offroad активирует ряд вспомогательных систем, изменяет характеристики привода педали акселератора для точного дозирования тяги, а также настройки ABS, ESP и автоматической коробки передач.
На извилистых асфальтовых дорожках Tiguan тоже не пасует. Спасибо сноровисто работающей коробке передач и мощному мотору. На выходе из поворота достаточно на мгновение раньше открыть газ, чтобы с поправкой на легкую задержку при переключениях вниз пройти поворот максимально быстро. Правда, кому то может не понравиться сухой академизм, с которым VW Tiguan выполняет команды водителя. Послушный немецкий солдат без тени индивидуальности. Зато все правильно делает, а главное – безопасно и абсолютно надежно. Зер гут, Вольдемар… Впрочем, при приближении к Налибокской пуще такими словами лучше не разбрасываться.
Полезной фишкой в дальнем и близком путешествии будет наличие большого количества места для всякой дорожной мелочи. Вместительные карманы в дверях, полочки, ниши, подстаканники. Когда всякая дребедень вроде бутылок воды, репеллентов, мобильных телефонов, зарядок к ним, блокнотов и прочего компактно распределена по салону, начинаешь ценить такие вещи.
Интерьер VW Tiguan, причем будь то базовая или самая дорогая версия, не заставит сомневаться в том, что вы заплатили деньги не зря. Материалы не роскошные, но качественные. Сборка не прецизионная, но аккуратная донельзя. Эргономика – образец для подражания. Диапазоны регулировок кресла и рулевого колеса позволяют спустя минуту занять посадку, при которой можно провести за рулем часов эдак восемь, и потом не жаловаться на ломоту и боли в суставах. Кому то интерьер Tiguan может показаться простоватым и скучным, но тут уж дело вкуса.
В спинках передних кресел имеются столики (опция).
По существу придраться к этому кроссоверу очень сложно. Хотя… Если завести разговор о местах для задних пассажиров, то нельзя умолчать о высоченном центральном тоннеле. И не надо пенять на полный привод. Некоторые конкуренты при наличии полного привода умудряются сделать пол салона абсолютно ровным. Из-за этого тоннеля наличие третьего заднего пассажира выглядит несколько лишним. А вот двое крайних оказываются в весьма выгодном положении. Отличная форма самого дивана сочетается с приличным запасом пространства для ног и головы.
Багажник Tiguan – еще один образец организации свободного пространства. Ровные стенки, небольшая погрузочная высота, ниши для мелочей и подполье позволяют разместить в багажнике все дорожные причиндалы буквально «по полочкам». Ну и объема грузового отсека хватает – от 470 литров в обычном состоянии до 1550 литров со сложенными спинками задних сидений.
В базовой комплектации VW Tiguan – с мотором 1,4 TSI мощностью 122 л.с., только с передним приводом и шестиступенчатой «механикой». Кроме того, доступны версии 1,4 TSI (150 л.с.) с «механикой» или DSG на выбор. Самые мощные бензиновые двигатели (170 или 200 л.с.) и 140-сильный TDI сочетаются только с АКПП Tiptronic.
Забавно, но после сотни километров мне 170 «сил» Tiguan показались даже немного избыточными. Для, забавы с резкими ускорениями и торможениями, конечно, неплохо, но расход топлива вырастает за пределы заветных для меня 10 литров на сотню. К большему расходу я морально не готов. Ну и нагрузка на шейные позвонки начала немного утомлять, а моральных сил давить на газ менее интенсивно я в себе не находил. И потому легко пересел на «базовый» Tiguan с 1,4-литровым TSI мощностью 150 л.с. и передним приводом. По субъективным ощущениям, проигрыш в динамике небольшой. И цифры это подтверждают: разница составляет чуть больше секунды. Но это в условиях асфальта. На скользком покрытии, безусловно, наличие полного привода скажется на разгонной динамике. Но у нас – сушь да благодать.
Полный привод реализован при помощи многодисковой муфты Haldex, которая передает крутящий момент на задние колеса при пробуксовке передних. Причем колесам достаточно провернуться на угол 5 градусов. В жизни это означает, что задняя ось подключается мгновенно. А стартует с места VW Tiguan так и вовсе с «преднатягом», когда на заднюю ось подается 10% крутящего момента.
Роботизировання преселективная коробка DSG хороша, но все же задержки при переключениях вниз у нее заметны. А вот вверх она переключается быстрее большинства водителей, особенно в спортивном режиме. Хотя для бездорожья надежная гидротрансформаторная трансмиссия выглядит предпочтительнее. Именно поэтому она и устанавливается только на полноприводные версии кроссовера.
Когда заканчивается асфальт и начинаются чудесные грунтовки Налибокской пущи, в поведении VW Tiguan ничего не меняется. Этот немецкий гений не боится партизанских троп. На хорошей грунтовке можно смело поддерживать такую же скорость, как и на асфальте. Подвески Tiguan хоть и довольно короткоходные, но все же удар держат неплохо, и лишь на отбой сопровождают свою работу заметными ударами. Чудес не бывает. Это все же не полноценный внедорожник, а, по сути, слегка приподнятый над дорогой легковой автомобиль. Кстати, раз уж мы перешли ко второй, внедорожной части нашего марлезонского балета, стоит напомнить, что дорожный просвет VW Tiguan равняется 200 мм, что вкупе с короткими свесами и поджатыми под «брюхо» агрегатами позволяет чувствовать себя довольно уверенно на сложном рельефе. Зачастую даже самоуверенно.
Осторожничать следует лишь на версии с «обычным», городским бампером, потому как выступает вперед он довольно сильно и так и норовит упереться в препятствие. Заболоченные дороги показали, что полноприводный Tiguan даже на шоссейной резине способен уверенно продвигаться вперед. На переднеприводной машине в этих местах приходилось просто прибавлять ход, рискуя пластиковыми деталями.
Сложный рельеф позволил в полной мере оценить работу системы Offroad. Она весьма удачно имитирует работу блокировок дифференциалов, подтормаживая буксующие колеса при диагональном вывешивании. Медленно, но уверенно, задрав в воздух два колеса из четырех, Tiguan ползет вперед. Здорово. Переднеприводная машина на такое не способна, так что требует тщательного выбора траектории. Впрочем, это правило справедливо для любого автомобиля на бездорожье.
Спустя двое суток, проведенных на лесных дорожках Налибокской пущи, стало понятно, что Tiguan – это хороший баланс между комфортным автомобилем на каждый день и легким «проходимцем». Его возможностей будет достаточно для того, чтобы периодически выбираться в почти дикие места без риска идти за помощью к местному трактористу. Но все же стоит понимать, что в основе этого кроссовера лежит платформа легкового автомобиля, так что частые вылазки на бездорожье «здоровья» Tiguan не прибавят.
Для ночевки лучше остановиться в какой-нибудь агроусадьбе, коих там в большом разнообразии. Наша экспедиция остановилась в «Доме охотника» Новогрудского лесхоза. За восемь человек вы заплатите чуть меньше двух миллионов рублей.
Удивительное дело, но чтобы на двое суток забыть о существовании цивилизации, достаточно отъехать от Минска всего на 100 километров. Именно на таком расстоянии находится Налибокская пуща, самый большой лесной массив в Восточной Европе. Хоженые и нехоженые тропы, затерянные среди пущанских болот хутора и километры лесных дорог. Попробуйте себе только представить, что можно ехать по лесу три-четыре часа без перерыва и не встретить ни единой живой души, кроме зверей, обитающих в Налибокской пуще. Палатки в лесной глуши – это, безусловно, очень романтично, но комары в пуще просто какие-то кровососущие демоны, которым прислуживают орды оводов и слепней.
ЗА КАДРОМ
Занимательных фактов о Налибокской пуще – огромное количество. Собрать и выдать все в одном материале очень сложно. Так что если вы заинтересуетесь историей этого удивительного места, стоит почитать материалы по ссылкам ниже:
Начинать изучение Налибокской пущи стоит с городка Раков, славного своей невероятной историей. Читать>>>
Когда-то Раков был столицей контрабандистов и городом казино, борделей и магазинов… Читать>>>
Налибокскую пущу называют «Белорусский Урал». А все потому, что здесь была широко развита металлургическая промышленность: Читать>>>
Говоря о пуще, нельзя не упомянуть знаменитые традиции самогоноварения. До сих пор в лесном массиве разбросаны в самых непроходимых местах самогоноварни: Читать>>>
Подробную информацию о Volkswagen Tiguan смотрите в нашем АвтоКаталоге