Вторник, 3 декабря, 2024

Tiguan раскрывает тайны Свислочи или в поисках первоисточника

ТОП просмотров

Текст: Андрей Казакевич Фото: Глеб Малофеев

Без воды невозможна жизнь человека. Шестимесячный эмбрион человека содержит 97% воды, новорожденный ребенок состоит на 92%, подросток – на 80%, взрослый – на 70%, а пожилые люди – всего на 60%. Можно отказываться от хлеба, мяса, молочных продуктов, но от воды отказаться не возможно. Вы спросите причём тут река Свислочь? Ведь именно благодаря этой водной артерии живет город Минск и его жители.

Volkswagen – это социально ориентированная компания, которая активно принимает участие в жизни общества. На этот раз импортер немецкого бренда собрал экспедицию для сбора образцов воды из реки Свислочь и передачи их в лабораторию на оценку её качества. В Volkswagen считают, что люди должны знать о важнейшей водной системе города. Где Свислочь берет истоки? Как она менялась на протяжении многих лет и где заканчивает свой путь перед тем, как попадёт в дома жителей города Минска? Редакция autokatalog.by с удовольствием приняла участие в столь увлекательной и важной экспедиции, организованной Volkswagen. В результате которой, собранные на различных участках водной артерии пробы воды, поступят в лабораторию «Научно-производственного центра по геологии», где будет дано заключение о её качестве.

Для экспедиции нам были предоставлены четыре автомобиля Volkswagen Tiguan. Все исключительно с передним приводом и роботизированной коробкой передач. Двигатель нам хорошо знаком – это бензиновый 1,4 TSI, один из самых популярных двигателей концерна. Почему именно в моноприводном исполнении? Ответ очень прост: эта версия в Беларуси самая популярная, а итог экспедиции показал, что и способная на путешествия подобного рода. Данная модель далеко не новичок на рынке и впору было бы ожидать недавно представленное на Франкфуртском автосалоне второе поколение немецкого кроссовера.

Но всё оказалось вполне объяснимо. Данное поколение Tiguan будет продаваться еще около двух лет, параллельно со вторым и займёт нишу более доступных кроссоверов. Новое поколение, которое, станет носителем последних технологий Volkswagen будет оценено дороже. По информации импортера продажи в Беларуси начнутся в конце 2016 или начале 2017 года. Вопрос с калужской пропиской пока не решён и будет зависеть от множества факторов.

С комплектацией нам повезло! Чего только стоят спортивные сидения из алькантары, они просто созданы для круизных вояжей или активного драйва с бесконечной связкой поворотов.

Оснащение нашего Тигуана оказалось достаточно богатым, перечислить всё установленное в данный автомобиль оборудование просто нереально. Из самого интересного – это датчики  дождя и света, система старт-стоп, система контроля давления в шинах, ассистент парковки с камерой заднего вида и система распознавания усталости водителя, ксеноновые фары ближнего и дальнего света с динамической регулировкой подсветки и светодиодные ходовые огни. А в пути нас развлекала аудиосистема с 8 динамиками, что в данном классе автомобилей большая редкость!

Общие сведения
Длина реки Свислочь – 327 километров, протяженность на территории Минска составляет 22 километра. Река берет начало на Минской возвышенности, недалеко от горы «Маяк» (335 метров над уровнем моря) на главном европейском водоразделе, в 39 километрах к северу-западу от Минска у деревни Свислочь Осиповичского района. В Свислочь впадает большое  количество рек и ручьев, крупнейшие из которых – Волма и Титовка. Долгое время река использовалась как судоходная и по ней сплавляли лес. Сейчас она снабжает предприятия водой, выполняет рекреационную функцию, но только в верхнем течении. В черте города является техническим водоёмом, в который сливается ливневая канализация.

Первая часть нашего маршрута в направлении Заславля пролегала по участку с отличным асфальтовым покрытием. Имея эталонную в своем классе ходовую часть, Tiguan с максимальным комфортом уносил нас прочь из города. Двигателя мощностью в 150 лошадей вполне хватает для любого рода ускорений или обгонов на трассе даже с экипажем из четырех человек. Акустический комфорт «немца» как всегда на высоте, точнее посторонние шумы на самом низком уровне.

Приятным моментом для оценки автомобиля стала часть маршрута вблизи деревни Шаповалы и горы «Маяк», садоводческое товарищество «Родник». Разбитая грунтовая дорога с обилием луж после недавних дождей, ээ-х бедные дачники! Tiguan играючи нырял из одного водоёма в другой, окатывая фотографа изрядной порцией грязи. Энергоемкость подвески позволяет не сбавлять скорость в пределах разумного. Заветного пробоя подвески мы не услышали – она упруго отрабатывает рельеф дороги, а амортизаторы эффективно гасят колебания. Только голос из рации заставлял сбавить темп и остудить пыл. Все-таки не рамный внедорожник, не стоит забывать об этом.

И вот мы в первой точке маршрута экспедиции – деревня Шаповалы. Свислочь начинается в одном из самых высоких мест страны. Если верить старым картам, раньше гора «Маяк» была самой высокой точкой на территории Беларуси. На картах начала ХХ века ее высота равна 350,1 м. Оснований не верить геодезистам Российской империи нет, уровень их профессионализма был очень высок. Сейчас высота горы «Маяк» равна 334,6 м. Как гора «потеряла» более 15 метров – остается загадкой.

Исток реки вблизи горы легко объясним: все горы сочатся водой, они давят на водоносный слой, осмотическое давление поднимает влагу на поверхность. Поэтому окрестности горы «Маяк» изобилуют мелкими водоёмами, каждый из которых, по сути, может быть истоком реки Свислочь. В сухую погоду они пересыхают, поэтому «начало», исток Свислочи не имеет фиксированного места. Весной ручей, который превращается в Свислочь, начинается гораздо раньше. Сухим летом – позже.

Буквально в нескольких десятках метров ниже, где истоки собираются в единый поток, и наблюдается значительное движение, берем первую пробу воды. Забор воды проводит Игорь Корзун, общественный активист, координатор кампании по защите зеленых насаждений Минска «Городской лесничий». Образец помечается, и мы отправляемся дальше по маршруту.

Часть пути пролегала по грунтовке, проехав вторую кольцевую дорогу под необычным мостом, экспедиция направились к следующему объекту – насосной станции. Гравийная дорога пока не разбита местной техникой, поэтому проходим данный участок достаточно быстро. Впрочем, это заслуга опять же плотной и хорошо задемпфированной подвески. Даже на 17 дюймовых дисках Tiguan остается достаточно комфортным для пассажиров.

В 60-е годы ХХ века Минску понадобилось гораздо больше воды: прогнозировался бурный рост промышленного производства в ближайшие десятилетия, и с прицелом на будущее спроектировали всю эту систему. Город стал миллионником, в итоге заводов стало много, активно строились ТЭЦ и прочие сооружения, поэтому проектировщики оказались правы. После возникновения угрозы полного истощения Свислочи в черте города, появилась идея подпитать реку за счёт переброски стока из других, более водообильных речных бассейнов.

Читать также:
тест-драйв Subaru Impreza седан 2012

Непосредственно возле насосной станции Вилейско-Минской водной системы, на одном из притоков впадающем в Свислочь, бобры создали свою платину, которая хорошо уживается с инженерными творениями человека.

Донорами Свислочи предполагали сделать Нёман, Птичь, Березину и Вилейку. Вилейский вариант оказался дешевле, а вода – соответствующей высоким стандартам. Воду решили брать из Вилии: было создано Вилейское водохранилище, самый большой искусственный водоем Беларуси. Вилейско-Минская водная система начала строиться в 1968 году, сдана в эксплуатацию была 15 января 1976 года. Разница в высоте между Вилейским водохранилищем и Минским морем – 75 метров, Минское море находится выше. Поэтому на трассе канала были построены насосные станции.

Длина Вилейско-Минской водной системы более 60 км. Именно после слияния с каналом Вилейско-Минской водной системы Свислочь становится похожа на полноводную реку.

Свислочь – перспективная река для рыбалки, на территории Минска можно обнаружить действительно крупную рыбу. В районе улицы Аранская водятся подлещики, плотва и окуни. Перспективными местами являются точки, где Свислочь впадает в Комсомольское озеро. Там можно найти как хищника, так и бель, а иногда даже судака. Не стоит забывать, что употреблять в пищу рыбу, выловленную из Свислочи в черте города нельзя, поэтому рыбалка носит скорее развлекательный характер.

Слаломный канал был построен в 1981 году, поводом для постройки спортивного сооружения послужили XX Олимпийские игры, в программу которых впервые в истории включили слалом на байдарках и каноэ. Канал наполняется водой из Свислочи только во время проведения соревнований. Без воды он воспринимается как архитектурный арт-объект.

Официальное название Минского моря – Заславское водохранилище. Образовано в 1956 году с помощью дамбы-плотины на реке Свислочь, в первую очередь для борьбы с паводками в Минске и для регулирования стока реки. 9 мая 1953 года во время строительства дамбы произошел сильный взрыв, который многие восприняли за начало атомной бомбардировки. Но это лишь были работы по углублению будущего Заславского водохранилища. Что интересно, Минское море не затопило ни одну крупную деревню: только несколько хуторов, что при строительстве подобного рода объектов происходит очень редко.

Площадь водного зеркала – 31,1 кв.км, длина – 10 км, наибольшая ширина – 4,5 км, средняя – 3,11 км, наибольшая глубина – около 8 м, средняя глубина – 3,5 м. Вода окутывает 10 островов.

Немижский ручей – один из притоков Свислочи, почти полностью был убран в трубы в начале 70-х годов. Сейчас представляет собой небольшой отрезок длиной около 40 метров. Многие притоки Свислочи сейчас скрыты под землей, хотя мировая тенденция обратная: подобные ручьи, наоборот, выводят на поверхность.

На территории нынешнего парка Янки Купалы раньше была городская слобода, которая все время затапливалась водой. Свислочь всегда отличалась своенравным и опасным характером: об этом писал и Янка Купала. У дома поэта рос большой тополь, который шелестом своей листы предупреждал поэта и жителей окрестных домов о приближении бури или грозы. Тогда жители брали свои пожитки и уходили из домов: Свислочь всегда затапливала этот полуостров.

Промежуточная остановка для взятия пробы. На первый взгляд вода кажется чистой и прозрачной, но результаты покажут какова Свислочь в центре Минска.

Гора Соколянская (Соколянский переулок) прекрасная обзорная точка, с которой открывается отличный вид на Свислочь. Место строительства дач и отдыха горожан в начале ХХ века. Сегодня на этом месте построены красивые высотные жилые дома, пользующиеся высоким спросом у минчан.

Река Лошица и Чижовское водохранилище входят в состав Вилейско-Минской водной системы. Снабжает технической водой Минскую ТЭЦ-3 и шестнадцать предприятий города. Мы побывали на так называемом «водяном затворе», который предохраняет Чижовское водохранилище от повышения уровня воды из реки Лошица.

На всём пути следования, вода именно в данном месте, визуально вызвала самое удручающее состояние. Производим обязательный забор пробы воды.

На пути экспедиции оказалась не запланированное препятствие в виде бетонных блоков. Единственный вариант проезда – только по берегу через сливной приток. Для экипажей на  моноприводном Volkswagen Tiguan это препятствие оказалось самым сомнительным. Однако высокий дорожный просвет и хорошие геометрические параметры кроссовера, позволили преодолеть его и продолжить путь к намеченной цели.

Королищевичи – деревня в Минском районе, здесь в состоянии руин находится Усадьба Прушинских (XVIII – начало XX вв). Королищевичи расположена в четырёх километрах к югу от деревни Новый Двор и точки слива сточных вод из города Минска. Место сброса сточных вод из очистных сооружений города Минска и последняя точка для взятия проб воды.

В качестве бонуса, в конце экспедиции мы получили возможность проехать участок разбитой после дождя и тяжелой техники дороги, чтобы еще больше оценить универсальность Tiguan. Вся колонна благополучно прошла данный участок без остановки и без какого-либо повода для беспокойства, причем на стандартной резине. Как и положено некоторые электронные системы мы отключили, но использовать их или нет, зависит от навыков и опыта езды на бездорожье. Следует отметить, что с передним приводом Volkswagen Tiguan достаточно уверенно чувствует себя на лёгком бездорожье.

Несмотря на миссию экспедиции по поиску истока реки Свислочь и сбора образцов воды для последующей передачи в лабораторию, для нас эта поездка оказалась на удивление похожа больше на путешествие выходного дня. Живописная природа, море познавательной информации и автомобильный маршрут со всеми типами дорог, которые встречаются в Беларуси. Результаты исследования состава воды и оценка экспертов поступит к нам в течение недели, о чём мы непременно сообщим нашим читателям.

Volkswagen Tiguan отличный кроссовер для путешествий – высокий уровень комфорта, прекрасная подвеска, богатое оснащение автомобиля позволяют проезжать за рулем маршруты различной сложности и при этом получать удовольствие от поездок. И это учитывая, что сегодня Tiguan остается одним из самых выгодных предложений в классе.

Новое на сайте

Дешевле некуда. 5 новых Chevrolet, которые появились у российских дилеров

Некогда популярные у россиян модели Chevrolet официально не представлены на...

Еще похожие статьи