Содержание:
Autonews.ru назвал цену ремонта популярных китайских моделей на примере Zeekr
Число электромобилей в России приближается к 40 тыс. Autonews.ru решил разобраться, к каким рискам нужно быть готовыми владельцам и во сколько обойдется восстановление машины в случае аварии
С начала 2023 года в России продано уже более 12 тыс. электромобилей. Подавляющее большинство из них привезли серые дилеры из Китая. Это машины брендов, у которых нет официальных представительств в России, нет заводской гарантии и поддержки. Autonews.ru выяснил, с какими рисками могут столкнуться покупатели подобных автомобилей на примере бестселлера 2023 года Zeekr 001.
Почему именно Zeekr
Китайский бренд Zeekr в 2023 году стал бестселлером российского рынка электромобилей, констатируют в агентстве «Автостат». Всего за 11 месяцев было продано 12 167 машин на батареях, что в пять раз превышает показатель 2022 года. До конца 2023 года, по прогнозам «Автостата», парк электромобилей в России приблизится к отметке 40 тыс. машин.
Из 12 тыс. проданных в 2023 году электрокаров 2752 пришлось на марку Zeekr. Только в ноябре было продано 650 автомобилей этого бренда, из которых 463 штуки пришлись на одну модель — лифтбек 001. Она заняла 27,2% рынка новых электрокаров. При этом доля самих электромобилей на рынке достигла 1,6% и сравнялась с долей дизельных машин.
Таким образом, именно Zeekr 001 стал самым успешным электрокаром в России в 2023 году. При этом цена машины составляет минимум 6,9 млн руб., а ее мощность превышает 500 л.с. По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, фактически Zeekr и похожие китайские электромобили на рынке заменили ушедшие из данного ценового сегмента бензиновые машины европейских премиальных брендов. Теперь таких «китайцев» покупают те, кто раньше купил бы BMW, считает эксперт.
При этом Zeekr в нынешних условиях не выйдет на российский рынок официально, даже если продажи увеличатся еще в несколько раз, рассказал Autonews.ru источник, близкий к российскому представительству Geely — этому китайскому концерну принадлежит бренд электромобилей. По словам источника, структура владения Zeekr устроена таким образом, что в нее вплетена шведская компания Volvo, которая также принадлежит Geely. То есть на Zeekr через Volvo распространяются европейские санкции, запрещающие официальные поставки электромобилей в Россию.
По сумме этих факторов складывается ситуация, что на дорогах России уже ездят тысячи автомобилей марки Zeekr и еще несколько сотен ждут своих покупателей в шоурумах по всей стране, а официальной поддержки от автопроизводителя нет и не ожидается. Так как их обслуживать и ремонтировать?
Что будет при ДТП
Представим, что автомобиль Zeekr 001 попадает в ДТП и требует замены кузовных деталей. Продавцы таких машин в Москве заверили Autonews.ru, что нерешаемых проблем в таком случае не будет, но клиенты должны быть готовы к определенным сложностям.
Так, некоторый запас кузовных деталей для модели нашелся на складе компании Frank Auto в Москве. Вот актуальный список деталей в наличии и цены. Отсутствующие детали дилер готов привезти на заказ из Китая в течение двух-трех месяцев.
Стоимость кузовных запчастей на Zeekr 001 в наличии в России
Деталь Цена, руб. Лобовое стекло от 70 000 Верхняя фара (правая или левая) от 120 000 Нижняя матричная фара (правая или левая) от 200 000 Крыло переднее (правое или левое) от 65 000 Бампер передний от 100 000
Данные Frank Auto
В компании Rucars рассказали, что оригинальных запчастей на Zeekr 001 нет ни за какие деньги, но из ситуации есть выход.
«В Китае есть, во-первых, качественные реплики от других производителей, а также оригинальные детали, снятые с готовых машин. Оригинальную запчасть со склада производителя заказать невозможно, так что везем либо реплики, либо с разборки», — признали в компании.
Там уже заказали набор из ходовых кузовных деталей для Zeekr 001 в количестве в среднем по пять штук каждая, которые должны появиться на складе в Москве в конце декабря. Точных рублевых цен на них нет, но есть стоимость в юанях, к которой нужно прибавить 30–40% за доставку, пояснили в Rucars. Вот что в компании заказали в первой партии.
Стоимость запчастей на Zeekr 001 при заказе из Китая без учета стоимости доставки (доставка +30–40%). Сроки доставки — от 45 дней
Деталь Стоимость, руб. (в пересчете с юаней на день подготовки материала) Бампер передний 16 741 Бампер задний 10 946 Решетка бампера 2318 Крыло переднее 8370 Центральная накладка переднего бампера 1545 Лобовое стекло 50 776 Капот 27 043 Фара 25 775 Дополнительные ходовые огни (1 шт.) 18 029 Аккумуляторная батарея 12 вольт (вспомогательная) 10 302 Передние тормозные колодки 3799 Задние тормозные колодки 4407 Диск тормозной передний 5151 Рулевой наконечник (1 шт.) 8370 Рулевая тяга 1159 Ступица передняя 2755 Ступица задняя 2755 Стойка стабилизатора 5151
По словам директора автосалона «Авилон Электро» Сергея Мелюха, сейчас проблем с заказом запчастей на электромобили в Китае и их поставкой в Россию нет, но некоторые детали придется подождать несколько недель. При этом он отметил, что зачастую сроки ожидания запчастей будут заметно меньше, чем в случае с премиальными автомобилями европейских брендов, которые ушли с российского рынка.
То же говорит и управляющий директор Frank Auto Ирина Франк: «Вопрос с запчастями для Zeekr 001 сегодня не стоит так остро, как несколько лет назад. Конечно, не все детали можно достать очень быстро, но ситуация с ними сегодня точно не хуже, чем с запчастями для европейских автомобилей».
В Rucars с этим соглашаются: машину точно починят, но ожидание кузовного ремонта с учетом заказа запчастей займет примерно два месяца. При этом есть риск, что привезенная деталь не подойдет.
«Каталогов сейчас нет. Мы не можем по VIN-номеру узнать артикул детали и заказать именно ее. Фотографии того, что они собираются отправить, китайцы присылают только в случае, если деталь имеет повреждение и предлагается со скидкой. Так что указываем, что именно нам нужно, на модель какого года и с каким VIN, и дальше надеемся на китайских поставщиков», — признают в Rucars.
Электромобили тоже нужно обслуживать
У электрических автомобилей без двигателей внутреннего сгорания нет необходимости менять масло в моторе и воздушный фильтр, а благодаря рекуперации энергии тормозные механизмы изнашиваются в несколько раз медленнее. Но это не значит, что им не нужно обслуживание.
Во Frank Auto отмечают, что на первом ТО у машины меняют только салонный фильтр, что обойдется относительно недорого. А вот затем придется поменять масло в редукторах, охлаждающую и тормозную жидкости, а это уже будет стоить около 50 тыс. руб. Напомним, что у Zeekr 001, как у полноприводного электромобиля, моторов и редукторов два, по одному на каждую ось.
В Favorit Motors стандартное ТО с заменой масла в редукторах оценивают примерно в 80 тыс. руб. При этом на форуме владельцев Zeekr автомобилист из Екатеринбурга отметил, что ничего сложного в этой процедуре нет и если сделать ее в обычном гараже, где есть подъемник, то цена операции составит всего 5 тыс. руб.
Также у автомобиля придется менять антифриз в системе охлаждения и подогрева батареи. Эта операция мало отличается от таковой у машин с ДВС за тем исключением, что объем антифриза составляет 9,3 л — примерно вдвое больше, чем у обычных машин.
Наконец, рано или поздно придется менять тормозные колодки и диски. Но у электромобилей благодаря системе рекуперации они изнашиваются в несколько раз медленнее, чем у бензиновых машин. Опрошенные Autonews.ru дилеры рассказали, что ни одной из проданных ими машин эта операция пока не потребовалась и называть ее стоимость с учетом колебания курсов валют пока рано.
Какие еще риски ждут владельцев Zeekr 001
Во всех современных электромобилях, и Zeekr не исключение, используются две электронные сети. Первая, тяговая, питается от основной батареи и работает при напряжении 400 вольт. Вторая копирует 12-вольтовую бортовую систему классического автомобиля с ДВС: она питает всю вспомогательную электронику, например приборы и мультимедиа.
Так вот, для 12-вольтовой сети предусмотрен отдельный аккумулятор. Если он по каким-то причинам сядет (например, при длительном простое автомобиля), то машина «превратится в кирпич», так как именно он питает открытие замков и запуск основных систем. Даже если тяговая батарея будет заряжена, активировать ее не удастся.
Важно помнить, что 12-вольтовый аккумулятор на Zeekr ни в коем случае нельзя «прикуривать». Это может привести к повреждению инвертора, который стоит тысячи долларов. Выходом из ситуации станет снятие 12-вольтового аккумулятора, его зарядка от специального устройства и установка на место.
Еще одна особенность, с которой не знакомы автомобилисты, привыкшие к ДВС, это запрет на буксировку Zeekr 001. В машине используются электромоторы на постоянных магнитах, которые по определению работают как генераторы при их принудительном вращении, то есть при буксировке. Они начинают вырабатывать ток, к приему которого бортовая электроника и батарея могут оказаться не готовы.
Таким образом, перемещение Zeekr 001 в случае его неисправности возможно строго на эвакуаторе с полной погрузкой.