Содержание:
Продажи машин в России установили рекорд с февраля 2022 года
В июле в Россию было ввезено рекордное за последние годы количество автомобилей, а продажи почти вернулись к уровню начала 2022 года. Что будет дальше — в материале Autonews.ru
«Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю
Июль 2023 года стал лучшим месяцем для автомобильного рынка России с февраля 2022 года, после событий которого автопроизводители начали быстро сворачивать местное производство и продажи. Более того, импорт автомобилей достиг рекордных показателей, в четыре-пять раз превысив уровень 2021 года. Эксперты связывают это как с падением внутреннего производства, так и с пессимистическими ожиданиями покупателей, которые стремятся успеть купить машины до их значительного подорожания.
10 лет назад продажи были в 2,4 раза выше
4 августа сразу два авторитетных источника сообщили о результатах продаж автомобилей в России. Это Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), который уже много лет публикует официальные данные автоконцернов, а с июня 2023 года дополняет их статистикой регистраций от АО «ППК», учитывающей также и параллельный импорт. А также агентство «Автостат», которое изначально ориентировалось именно на данные о первичных регистрациях автомобилей в России.
Статистика у этих двух источников несколько разнится, но общие тенденции совпадают. Так, по данным АЕБ, в июле в России было продано 100 343 автомобиля: новых легковых и легких коммерческих. Рост относительно того же периода 2022 года составил 144,7%.
«Автостат» дает близкие данные: продано 95 654 новые машины, что на 168,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
В обоих случаях речь идет о лучшем месяце для российского автомобильного рынка с февраля 2022 года, когда, по данным АЕБ, было продано 114 тыс. машин. Это первый месяц с того времени, когда удалось взять отметку в 100 тыс. проданных автомобилей.
Цифры роста — хоть 144,7%, хоть 168,8% — выглядят впечатляющими. Но не стоит забывать, что они далеки от привычных показателей российского автомобильного рынка последних лет. Так, отметка в 100 тыс. в месяц стабильно преодолевалась рынком на протяжении 15 лет, с 2006 по 2022 год, а, например, ровно десять лет назад, в июле 2013 года, в России, по данным того же АЕБ, была продана 241 тыс. новых машин — в 2,4 раза больше, чем сейчас.
На это, в частности, обращают внимание дилеры, регулярно призывающие не проявлять преждевременный оптимизм. Еще в конце июля президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин призывал осторожнее рапортовать о росте продаж, так как это может создать у чиновников ошибочное впечатление о восстановлении рынка и провоцирует власти принимать такие меры, как повышение с 1 августа утилизационного сбора на иномарки.
Продажи выросли за счет китайских брендов
Лидером российского автомобильного рынка в июле осталась Lada, и, если считать в абсолютных цифрах, месяц для бренда стал успешным. Официально было продано 29 378 машин, что на 185% больше, чем в сложном для АвтоВАЗа июле 2022 года, говорится в отчете АЕБ.
Тем не менее за месяц доля отечественных брендов на рынке снизилась с 32 до 31%, из которых на Lada приходится 28,6%, следует из данных «Автостата». При этом совокупная доля китайских брендов впервые превысила половину, составив 52% всего рынка новых машин. И это без учета продажи отечественных марок Evolute и «Москвич», которые собираются из китайских машинокомплектов, но в статистику продаж китайских брендов не попали.
В статистике АЕБ многие китайские концерны отчитываются только по квартальным продажам, и в данные за июль они не попали. Потому статистика «Автостата» чуть более показательна. Лидером российского рынка среди иномарок стал концерн Chery. Машины этого бренда уступили по продажам только Lada и достигли уровня 10 735 единиц, что в 4,2 раза больше, чем годом ранее.
С учетом дочерних брендов Chery — Omoda и Exeed — концерн продал за месяц в сумме еще 8218 машин. И к этим показателям можно прибавить результаты двух других марок Chery, которые формально присутствуют на рынке России независимо. Это Jetour и Kaiyi. Их суммарный результат в июле — еще 1544 машины. С их учетом доля продукции одного только концерна Chery в июле достигла 21,4%, что уже не так уж и далеко от показателя АвтоВАЗа. При этом только Kaiyi собирается в России на калининградском заводе «Автотор», а остальные машины концерна Chery импортируют напрямую из Китая.
Импорт иномарок поставил рекорд за последние 15 лет
По данным «Автостата», в июле в Россию было ввезено 80,3 тыс. новых и 51,3 тыс. подержанных автомобилей. Последний раз импорт машин превышал эти показатели 15 лет назад, в 2008 году. В последние годы доля чистого импорта на рынке была существенно ниже: примерно по 20 тыс. новых и 10 тыс. подержанных автомобилей в месяц в среднем в 2021 году.
При этом именно в июле импорт резко вырос относительно даже июня 2023 года, что подтверждает информацию источника Autonews.ru, которая приводилась в статье от 24 июля, где говорилось об авральном ввозе иномарок в Россию перед наступлением 1 августа 2023 года, когда увеличились ставки утилизационного сбора и оформление машин ощутимо подорожало.
Директор «Автостата» Сергей Целиков соглашается, что в успешные годы при месячных продажах 200–250 тыс. машин на долю местной сборки приходилось 75–80%, а импортировалось 40–50 тыс. машин ежемесячно.
Нынешняя тенденция, очевидно, связана с остановкой сборочных заводов иностранных брендов. На совещании президента России Владимира Путина с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности, которое прошло 3 августа, министр промышленности Денис Мантуров доложил главе государства о том, что большинство этих заводов уже нашли российских бенефициаров и готовятся к перезапуску. На деле возобновить производство пока удалось только «Москвичу» на заводе Renault, и то за июль было продано, по данным «Автостата», лишь 1718 машин.
В августе рынок скорректируется, но не рухнет
Согласно консолидированной оценке автопроизводителей из АЕБ, по итогам 2023 года в России будет продан 1 млн машин, при том что за семь месяцев удалось реализовать только 528 635 новых автомобилей.
По данным «Автостата», с января по июль в России продали 541,8 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Там дают схожий прогноз в 1 млн машин по итогам года, но называют его оптимистичным. Базовый сценарий агентства предполагает результат в 930 тыс. новых автомобилей, а пессимистичный — 840 тыс.
С августа наблюдается рост цен на машины, вызванный как повышением утилизационного сбора, так и ослаблением рубля, соглашается независимый аналитик в области автопрома Владимир Беспалов. Однако он не ожидает резкого падения продаж, допуская при этом, что июль так и останется самым удачным месяцем для автомобильного рынка за весь 2023 год.
«В августе спрос на машины традиционно снижается из-за сезона отпусков, и даже если будет падение продаж, то паниковать не надо. В целом даже при росте цен продажи все равно будут, так как рынок остается дефицитным. Емкость рынка сейчас составляет минимум 1,5 млн машин в год, так что, продавая по 100 тыс. в месяц, насытить его невозможно», — говорит Беспалов.
Даже при росте цен продажи поддержит выход новых моделей, считает Целиков. По его подсчетам, за первое полугодие в России появились 32 новые модели, в первую очередь китайских марок. А на второе полугодие запланирован выход еще 49 новых машин.
В свою очередь Беспалов напоминает, что автопарк не может стареть бесконечно и многим рано или поздно придется сменить старые автомобили на новые. Автомобилисты будут идти на такие траты, даже если доля от их доходов на приобретение машин заметно увеличится, считает эксперт.