Четверг, 21 ноября, 2024

SEAT прекратит свое существование. Каких автомобилей нам будет не хватать

ТОП просмотров

SEAT принял решение прекратить работу

Не каждый день с автомобильной карты мира исчезает марка с более чем 70-летней историей. В Россию бренд SEAT заходил четыре раза и потерпел фиаско. Почему так получилось

Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta

Что такое SEAT

SEAT (Sociedad Española de Automóviles de Turismo) — это испанский производитель легковых моделей и кроссоверов, с 1986 года являющийся филиалом концерна Volkswagen. В штате SEAT более 14 тыс. сотрудников. Штаб-квартира, инженерно-дизайнерский центр и главное сборочное предприятие компании находятся в городе Марторель в окрестностях Барселоны. Ряд технологических операций выполняется на первом заводе SEAT в Зоне Франка, промышленном районе Барселоны. Кроме того, ряд моделей испанской марки выпускается на мультибрендовых предприятиях концерна Volkswagen в Германии, Чехии, Португалии, а подразделение SEAT Deutschland GmbH в городе Мерфельден-Вальдорф (Германия) занимается разработкой электронных платформ и онлайновых сервисов.

В 2022 году было продано 232 696 новых автомобилей марки SEAT, из которых более 80% отправились на экспорт в 72 страны. По итогам прошлого года главным рынком для компании стала Германия, с большим отрывом опередившая идущих следом Испанию и Великобританию. За пределами Европы SEAT наиболее успешно действует в Мексике.

Титул бестселлера № 1 достался субкомпактному кроссоверу SEAT Arona, на который пришлось более 30% продаж. На втором месте — хетчбэк малого класса Ibiza (22%), а на третьем — компакт-кроссовер Ateca (21%).

Общий тираж моделей SEAT c момента образования компании в 1950 году превысил 16 млн экземпляров.

История SEAT

Смертные приговоры, как правило, оглашаются сухо, безэмоционально. Вот и на этот раз Томас Шефер, глава концерна Volkswagen, не на общем собрании акционеров, а в интервью британскому изданию Autocar сообщил о том, что SEAT прекратит выпуск автомобилей после окончания жизненного цикла моделей текущего поколения. Так совершенно буднично завершается история единственной крупной автомобильной компании Испании, начавшаяся в 1950 году.

Вспомним основные этапы деятельности SEAT.

  • 9 мая 1950 года: образовано совместное предприятие, в составе учредителей которого государственный испанский Институт промышленности (INI), ставший главным акционером, частные банки Испании и крупнейшая итальянская автомобильная компания FIAT, которая тогда выиграла конкурс у Volkswagen.
  • 5 июня 1953 года: вступил в строй первый завод компании в индустриальной зоне Барселоны.
  • 13 ноября 1953 года: с конвейера предприятия сошла первая модель марки — SEAT 1400, седан среднего класса, являвшийся лицензионной копией FIAT 1400.

  • 1963 год: SEAT 800, удлиненный четырехдверный вариант на базе FIAT 600, стал первой моделью марки, не имевшей прямого аналога в линейке итальянского донора.
  • 1965 год: начало экспортных поставок.
  • 1967 год: SEAT становится лидером по объемам продаж на домашнем рынке.
  • 1975 год: выпущена первая модель полностью собственной разработки — трехдверный компактный хетчбэк SEAT 1200 Sport.

  • 1982 год: прекращение сотрудничества с FIAT из-за разногласий по поводу объемов инвестиций в развитие SEAT. Подписание соглашения с концерном Volkswagen о выпуске по лицензии Passat-Santana и Polo-Derby.
  • 1984 год: SEAT Ibiza Mk1 стала первой моделью испанской компании собственной разработки в статусе независимого производителя.
  • 18 июня 1986 года: концерн Volkswagen приобретает контрольный пакет акций SEAT.
  • 18 декабря 1990 года: SEAT переходит в полную собственность концерна Volkswagen.

  • 1991 год: запуск SEAT Toledo Mk1, первой модели испанской марки после приобретения ее концерном Volkswagen.
  • 22 февраля 1993 года: торжественная церемония пуска нового завода SEAT в Мартореле.
  • 1996 год: минивэн SEAT Alhambra Mk1 становится первой моделью марки, выпущенной за рубежом, в Португалии.
  • 1996–1998 годы: SEAT Ibiza Kit-Сar становится трехкратным победителем чемпионата мира по ралли в категории FIA 2-Litre.

  • 2000 год: презентация слогана SEAT «auto emoción», отражающего новую, молодежную направленность и спортивность бренда. Гоночное подразделение SEAT Sport становится ответственным за проектирование высокомощных моделей марки.
  • 2002–2007 годы: SEAT является частью подразделения Audi Brand Group, объединяющего три самые спортивные марки концерна Volkswagen.
  • 2008–2009 годы: Seat Leon TDI дважды побеждает в чемпионате мира среди кузовных моделей.
  • 2018 год: параллельно с SEAT запущен отличающийся выраженной спортивностью бренд Cupra, перенявший свое название у топ-версий моделей «материнской» компании.
  • Сентябрь 2023 года: объявление о прекращении выпуска автомобилей под маркой SEAT.

Провал SEAT в России

В Россию SEAT пытался заходить четыре раза, и каждый раз это заканчивалось решением свернуть деятельность. Первая попытка была в 1996 году, затем в 2003-м — и снова машины не пошли. В 2007 году независимая компания Iberia Motor Rus — на тот момент эксклюзивный импортер автомобилей SEAT в России — официально объявила о начале своей работы по продаже автомобилей испанской марки. Компания предложила SEAT Ibiza в различных комплектациях по цене от $16 990 до $30 990, Leon — от $24 190 до $44 990, Altea — от $24 890 до $40 990, Сordoba — от $17 490 до $23 490, Toledo — от $25 490 до $34 490.

Читать также:
Самые успешные немецкие автобренды: история и первые модели

Эксперты скептически отнеслись к выходу SEAT на рынок. Они обвиняли Volkswagen в том, что тот не был заинтересован в продвижении SEAT на российском рынке, а ценовая политика последнего всегда была неадекватной. Подходящей ценой на Ibiza в базовой версии дилеры на тот момент называли сумму в $12 000.

При этом представители SEAT не раз признавали, что вынуждены делить рынки со Skoda: в тех странах, где хорошо продаются чешские автомобили, плохо идут испанские — и наоборот. Российское представительство эту закономерность со стоном подтверждает: если под одной крышей стоят SEAT и Skoda, то продажи Seat катастрофически малы.

На этот раз автомобили также продавались в России недолго: из-за девальвации рубля ввозить их стало невыгодно.

Очередное пришествие SEAT последовало в 2012 году, бренд вновь не смог закрепиться из-за все тех же проблем: небогатых комплектаций и высоких цен. В итоге 1 января 2015 года SEAT прекратила продажи в России. В «Фольксваген Груп Рус» это объяснили «сокращением сегментов», в которых представлена марка (бюджетные небольшие автомобили), общей экономической ситуацией и колебаниями курсов валют.

Дилеры на тот момент уже давно отмечали падение продаж марки, объясняя это не столько общей стагнацией рынка, сколько «отсутствием конкурентных моделей» и «неэффективностью рекламной политики».

Позже источники Autonews.ru в концерне Volkswagen называли последнюю попытку зайти в Россию «крайне неудачным решением».

Знаковые модели SEAT

В гамме SEAT стоит выделить квартет наиболее знаковых моделей за всю историю марки, с которыми россияне за время присутствия «испанцев» на нашем рынке успели познакомиться очно.

1. SEAT Ibiza

Сменившиеся с 1984 по 2017 год пять поколений компактного трех- или пятидверного переднеприводного хетчбэка, все без исключения, оказались коммерчески успешными, что превратило Ibiza в главный бестселлер марки. И это объяснимо. Так, над созданием облика Ibiza в разные годы работали выдающиеся дизайнеры Джорджетто Джюджаро, Вальтер де Сильва, Люк Донкервольке, а силовые агрегаты для первенца линейки создавали специалисты Porsche. Результатом серьезного подхода к проектированию стала высокая надежность — впоследствии фирменная черта Ibiza. Признавая значимость модели для SEAT, концерн Volkswagen дважды доверил Ibiza презентацию своих новых платформ для супермини.

2. SEAT Toledo

За без малого 30 лет (1991–2019 годы), вместивших четыре поколения модели, SEAT Toledo успел побывать и лифтбэком с профилем седана, и четырехдверным нотчбэком, и даже напоминающим минивэн хетчбэком. Помимо Испании переднеприводную модель собирали в Бельгии, на Украине и в Чехии. Неизменной оставалась принадлежность Toledo к гольф-классу с соответствующим подбором платформ концерна Volkswagen. Интересный факт: китайская Chery начинала с полулегального производства в 1999–2006 годах Toledo первого поколения.

3. SEAT Altea

Компактвэн, выпускавшийся с 2004 по 2015 год, вошел в историю SEAT как пилотный носитель нового марочного стиля и… своеобразный тестер не освоенного испанской компанией направления кроссоверов: версия Altea Freetrack получила увеличенный клиренс и полный привод.

4. SEAT Leon

Еще один представитель гольф-класса в линейке SEAT, Leon, в третьем и нынешнем, четвертом, поколении появился не только в облике хетчбэка, но и универсала ST. «Царем» марки Leon сделали высокомощные модификации Cupra, чьи бензиновые турбомоторы выдавали до 300 л.с., а актуальный «заряженный» ST получил даже 310-сильную силовую установку и — впервые в истории модели — полный привод. В четвертом поколении Leon появился также в ипостаси «мягкого» и «розеточного» гибрида. История «испанского льва», начавшаяся в 1999-м, продолжается…

Причины ликвидации SEAT

Томас Шефер в том же интервью Autocar в качестве причины сворачивания выпуска автомобилей SEAT назвал снижение объемов продаж. Достигнув пика в 549 416 машин в «допандемическом» 2019-м, по итогам прошлого года они сократились до 232 696 экземпляров. Финансовые показатели испанского филиала тоже давно оставляли желать лучшего, и полученная в 2022-м символическая прибыль в €67,5 млн не компенсировала ранее понесенные убытки.

Впрочем, это лишь отражение более фундаментальной проблемы, решить которую так и не удалось. SEAT, несмотря на свою давнюю историю, так и остался «вторичной» маркой без собственного яркого характера. Заместить его с помощью чисто дизайнерских решений не получилось, как не получилось и найти какой-то нетривиальный ход наподобие того, что сделала Skoda, которая после вхождения в состав концерна Volkswagen превратила изобретательную практичность в свой конек. Словом, SEAT не стал испанским Saab, хотя обе компании — пусть и в разной степени — изначально имели отношение к авиационной промышленности (выходцем из нее был Хосе Ортис-Эчагуэ Пуэртас, первый президент SEAT). А раз не было действительно ярких взлетов, то и падение не вызывает сильных эмоций. Может быть, SEAT больше повезет в новой роли?

Перспективы SEAT

Привычный SEAT уходит, но приходит новый SEAT. Глава концерна Volkswagen заявил, что испанской марке уготована иная роль. Что бы это значило? Высказываются предположения, что под брендом SEAT может быть организован выпуск современных средств для городской мобильности: электрических скутеров, квадрициклов и т.п.

А на автомобильном поле продолжит действовать — и это уже точно — динамично развивающаяся марка Cupra, ориентированная на производство мощных электромобилей разного класса. Похоже, SEAT не исчезнет бесследно.

Новое на сайте

Названы рублевые цены на новые автомобили KGM

Несколько дней назад в Сети появилась информация о том, что с 2025 года в России начнут официально продавать...

Еще похожие статьи