Содержание:
В Госавтоинспекции перечислили важные изменения для водителей
С дорог уберут неэффективные камеры, о треногах будут предупреждать, получить права до 18 лет не удастся, к штрафам с телефона есть вопросы — что важного для водителей рассказал глава Госавтоинспекции Михаил Черников
Несколько важных разъяснений для автомобилистов дал глава Госавтоинспекции Михаил Черников во время заседания Общественного совета при МВД России. Корреспондент Autonews.ru лично побывала на встрече и выбрала самые важные изменения и тезисы, которые затронут каждого автомобилиста.
Лишние камеры уберут с дорог
Глава ГИБДД Михаил Черников отметил, что с 1 сентября 2024 года вступает в силу федеральный закон, который прописывает четкие правила, где дорожные камеры должны располагаться.
«На сегодняшний день в России почти 29 тыс. камер. И там, где они установлены, видно, что аварийность снижается. Мы жестко подходим к тому, чтобы излишних камер не было, чтобы они стояли на тех местах, которые четко определены. И сейчас на уровне законодательства уже регламентировано, где они могут располагаться. И установка происходит по согласованию с ГИБДД. Мы не только подчистим те камеры, которые неэффективно работают, но и сумеем перевести их на те участки, где это необходимо, там, где случаются ДТП», — сказал Черников.
Отметим, что по данным МВД России, в 2023 году инспекторы ГИБДД оформили на основе данных с камер 221 млн штрафов. Это 92% от общего количества оформленных штрафов. Количество фиксаций таким образом увеличилось на 20,3% — это максимальный темп роста за несколько лет.
Чаще всего водители получали штрафы за превышение скорости, несоблюдение разметки и непристегнутые ремни безопасности.
О камерах-треногах будут предупреждать
Фиксации нарушений ПДД с ряда передвижных камер-треног перестанут принимать в ГИБДД с 1 сентября 2024 года. По словам Черникова, передвижные камеры существенно влияют на снижение аварийности, но стоять они должны там, где есть очаги аварийности. Кроме того, как подчеркнул глава ведомства, водителей обязательно должны предупреждать, что на этом участке работают камеры. В частности, данные об их расположении есть на специальных онлайн-картах ГИБДД.
«Есть случаи, когда мы узнаем, что эти камеры устанавливают органы власти и передают в ГИБДД информацию о нарушениях. И конечно, такие нарушения, которые на прямых участках дорог, где нет никаких препятствий, где можно двигаться безопасно, где транспортный поток разделен ограждениями, — зачем нам это нужно? Мы это минимизируем. И это в наших полномочиях. С 1 сентября официальным федеральным законом мы будем это запрещать. То, что там передается, и на наши серверы передаваться не будет», — сказал Черников.
За употребление лекарств водителей не будут лишать прав
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ответил на вопрос о нашумевшем перечне нежелательных и запрещенных лекарств для автомобилистов, передает корреспондент Autonews.ru. Так, ранее Минздрав предоставил в ответ на депутатский запрос Ярослава Нилова список медицинских препаратов, которые нежелательно употреблять за рулем. В ведомстве заявили, что перечень носит информационный характер. Однако автомобилисты решили, что теперь за употребление этих лекарств будут лишать водительских прав. По словам Черникова, это не так.
«В Сети появился вброс: список из 74 видов лекарств — от сердца, аллергии. И тут говорят, что тех, кто употребил эти лекарства, ГИБДД будет отлавливать и лишать прав. Я позвонил [министру здравоохранения] Михаилу Мурашко. А он сказал, что Минздрав опубликовал опровержение всего, что есть», — сказал Черников на заседании президиума Общественного совета при МВД.
Водителей с большим количеством штрафов будут дополнительно останавливать
В Госавтоинспекции также рассказали, что всерьез рассматривают поступившее от общественных организаций предложение: останавливать на дорогах автомобилистов с большим количеством нарушений. Их, по словам Черникова, легко отслеживать по камерам. При этом речь идет как о не оплативших, так и оплативших штрафы водителях. Ведь, как указал Черников, закрывшие долги по штрафам автомобилисты зачастую не меняют своего поведения и продолжают нарушать ПДД.
«Мы с камер можем выделять водителей с большими штрафов. Если водитель десять и более раз нарушит, за ним будут наблюдать. У нас поступило предложение от руководителя проекта «Синие ведерки» Петра Шкуматова внедрить рискориентированный подход: останавливать тех водителей, которые имеют 100–300 нарушений. Они такие штрафы на месте оплачивают. Но речь также идет о профилактике. Останавливаем таких и говорим с ними, не принуждая к каким-то действиям. Только профилактика».
Штрафы с телефона незаконны
Также Черников ответил на вопросы о работе приложений, которые помогают фиксировать гражданам неправильно припаркованные автомобили, в том числе — на тротуарах.
«Такой софт в правительстве Москвы был разработан — «Помощник Москвы». Можно относиться по-разному к этому. Законодательно признано, что это незаконно. Чтобы можно было средствами мобильной фиксации фиксировать те или иные нарушения, нужен законопроект. В том числе тот, который позволяет работать в автоматическом режиме, без участия человека», — заявил Черников.
Он объяснил, что граждане не должны иметь возможность использовать приложение в собственных целях. Например, чтобы мстить соседям. Также приложение должно быть защищено от возможности подделать материалы.
«Здесь не должно быть так: cосед обиделся на другого — всего нафиксировал. Так пользователь только перегрузит тот орган, который принимает решения. Надо говорить о законности и эффективности таких решений. Как таковой [софт] был апробирован в Москве. Теперь надо дальше работать и законодателям, и разработчикам. Потому что телефон, который используется для фиксации, он может служить в качестве доказательства правонарушения. То есть можно показать снимок сотруднику ГИБДД. Как элемент доказательной системы это возможно».
Напомним, что в 2019 году Верховный суд запретил использование московского приложения «Помощник Москвы» для регистрации нарушений, аргументировав это тем, что мобильный телефон не может считаться автоматическим средством фиксации.
После этого власти Москвы приложение доработали, заявив, что теперь оно полностью соответствует требованиям. Однако нарушения по линии ГИБДД оно фиксировать перестало.
В 2021 году запустить возможность оформлять штрафы ГИБДД с помощью мобильного приложения в срок до 1 июня 2022 года поручил правительству президент Владимир Путин. При этом в настоящее время уже завершена разработка федерального приложения для мобильных телефонов, которое позволяет фиксировать нарушения ПДД автомобилистами, под рабочим названием «Народный инспектор».
Приложение представляет собой модернизированное приложение «Помощник Москвы». Новая архитектура позволит в дальнейшем использовать сервис не только в столице, но и в других регионах. Одной из доработок стала возможность снимать нарушения на видео. В настоящее время пользователи «Помощника Москвы» могут фотографировать водителей, которые паркуются на газонах (штраф 5 тыс. руб. для физлиц и 300 тыс. руб. для организаций), нарушают требования знаков «Стоянка» или «Остановка запрещена» (штраф 3 тыс. руб.), а также оставляют машины на тротуарах. После доработки водителей можно будет наказывать:
- за поездки по обочине (ч. 1 ст. 12.15 КоАП, штраф 1,5 тыс. руб.);
- за движение на запрещающий сигнал светофора (ч. 1 ст. 12.12 КоАП, штраф 1 тыс. руб.);
- за движение по запрещенным полосам (ст. 12.15, штраф 1,5–5 тыс. руб.);
- за опасное вождение;
- за пересечение сплошных или стоп-линий (штраф от 800 до 5 тыс. руб.).
Водительские права на автомобили раньше 18 лет выдавать не будут
Еще одной новостью стала реакция на предложения выдавать автомобилистам права категории В c более раннего возраста. Так, сейчас в России управлять транспортным средством в большинстве категорий можно с 18 лет. Исключение — категории М и А1. Получить категорию М (мопед) или подкатегорию А1 (мотоцикл) можно с 16 лет, сесть за руль скутера и малолитражного мотоцикла — в том же возрасте.
Однако в Госавтоинспекции заявили, что на данный момент не видят возможности предоставлять гражданам до 18 лет права управления автомобилем. Там объяснили: статистика аварийности с молодыми водителями пока высокая. Кроме того, в ведомстве признают: навыки к управлению формируются раньше, чем правосознание. Тем не менее глава ГИБДД отметил, что пока «вопрос открыт и дискуссии продолжаются».